РП Изо-студия "Волшебная кисточка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 468
620137, г. Екатеринбург, ул. Ирбитская, 7 тел./факс 341 – 59 – 03

Принято
Педагогическим советом
Протокол № ___
« »___________2019 г.

Утверждаю
заведующий МБДОУ № 468
________ С.Ю. Ивашова
Приказ №______
«____» ___________ 2019 г.

Рабочая программа по освоению детьми
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
художественно-эстетической направленности
«Волшебная кисточка»
для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
срок реализации: 4 года
Составил: Александрова А.С.
воспитатель

г. Екатеринбург, 2019 г.

Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы художественно-эстетической направленности
студии «Волшебная кисточка» для детей дошкольного
возраста (3-7 лет)
Планируемые результаты

3
3
4

9
9

2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

Содержательный раздел
Направленность
дополнительной
общеразвивающей
программы художественно-эстетической направленности
студии «Волшебная кисточка» для детей дошкольного
возраста (3-7 лет)
Этапы процесса обучения
Организация и содержание деятельности по реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
художественно-эстетической
направленности
студии
«Волшебная кисточка» для детей дошкольного возраста (3-7
лет)
Рабочая программа первого года обучения (3-4 года)
Рабочая программа второго года обучения (4 – 5 лет)
Рабочая программа третьего года обучения (5-6 лет)
Рабочая программа четвертого года обучения (6-7 лет)

12
13
14
15

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение
Календарный учебный график
Учебный план
Расписание занятий
Оценочные материалы

17
17
18
18
19
21
21

1.
1.1.
1.2.

1.3.
2.
2.1.

2.2.
2.3.

2

7

9
9

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В Концепции модернизации российской системы образования определена
важность и значение системы дополнительного образования детей, которая
способствует развитию склонностей, способностей и интересов социального и
профессионального самоопределения детей и молодежи.
Дополнительное образование детей целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных программ, оказания дополнительной образовательной услуги
и информационно-образовательной деятельности за пределами основных
образовательных программ в интересах человека и государства.
Дополнительное образование расширяет возможности образовательного
стандарта и удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные
социокультурные и образовательные потребности детей. Интеграция основного
и дополнительного образования детей позволяет сблизить процесс воспитания,
развития и обучения, что является одной из наиболее значимых проблем в
современной педагогике.
Воспитание личности ребенка является одной из основных задач любого
цивилизованного общества. Средства раскрытия потенциальных возможностей
подрастающего человека, формирования его физических и духовных качеств
достаточно разнообразны. Как и раньше, учитывая огромную силу воздействия
музыки, танца, испытываются потребности в приобщении детей к искусству.
Сегодня наблюдается необходимость, как можно раньше ввести ребенка в мир
искусства и сделать это важно с помощью специалистов-профессионалов.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и
техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и
средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования
демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе
практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными
материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить
незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет
детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности
использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без
кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски,
их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок
развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка,
учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с
комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать,
творить.
3

Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественноэстетической направленности студия «Волшебная кисточка» составлена на
основе программы «Изобразительная деятельность в детском саду автора
Комаровой Т.С. и разработана в соответствии с действующим
законодательством, нормативными правовыми актами федерального,
регионального уровня, локальным актами МБДОУ, регулирующими его
деятельность:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении
СаНПиН» 2.4.3049-13).
5. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Положение о платных образовательных услугах.
7. Устав МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 468.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественноэстетической направленности студия «Волшебная кисточка» отвечает
современным принципам государственной политики – «свобода выбора
получения образования согласно склонностям и потребностям человека,
создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие
его способностей, включая предоставление права выбора форм получения
образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную
деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных
системой образования, а также предоставление педагогическим работникам
свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».
Обучение и воспитание в МБДОУ - детский сад комбинированного вида №
468 ведется на русском языке.
1.2.

Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы художественно-эстетической направленности студии
«Волшебная кисточка» для детей дошкольного возраста (3-7 лет).

4

Цель: развитие у детей творческих способностей, средствами
нетрадиционного рисования.
Задачи:
 Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных
техник рисования с использованием различных изобразительных
материалов.
 Привить интерес и любовь к изобразительному искусству как средству
выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
 Отследить
динамику
развития
творческих
способностей
и
развития изобразительных навыков ребенка.
 Создать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Принципы и методы программы
Программа построена на основе принципа взаимосвязи обобщённых
представлений и обобщённых способов действий и обеспечивает оптимальные
условия
для
полноценного
развития
художественно-эстетических
способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
возможностями.
Общепедагогические принципы:
 принцип культуросообразности:
учет влияния окружения, среды,
требований места рождения и проживания, культурного наследия;
 принцип сезонности: построение содержания программы с учётом
природных и климатических особенностей данной местности в данный
момент времени;
 принцип систематичности
и последовательности: постановка задач
эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
 принцип цикличности: построение
содержания
программы
с
постепенным усложнение и расширением;
 принцип развивающего характера художественного образования;
 принцип природосообразности: постановка
задач
художественнотворческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных
особенностей и индивидуальных способностей;
 принцип интереса: построение программы с опорой на интересы
отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы:
 принцип эстетичности предметно-развивающей среды и быта в целом;
 принцип культурного
обогащения
содержания
изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития
детей разных возрастов;
Принцип взаимосвязи:
5

принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
 принцип эстетического
ориентира на общечеловеческие ценности
(воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего,
рефлектирующего);
 принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
 принцип взаимосвязи обобщённых представлений и
обобщённых способов действий,
направленных
на
создание
выразительного художественного образа;
 принцип естественной
радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических
реакций, эмоциональной открытости).
Методы эстетического воспитания:
 метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью
овладения даром сопереживания;
 метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное в окружающем мире;
 метод сенсорного насыщения;
 метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на
формирование эстетического вкуса;
 метод разнообразной художественной практики;
 метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
 метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной
деятельности;
 метод эвристических и поисковых ситуаций.


Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественноэстетической направленности студия «Золотая кисть» предназначена для
обучения детей 3 – 7 лет и рассчитана на четыре учебных года:
1 год обучения – 3 - 4 года
2 год обучения – 4 – 5 лет
3 год обучения – 5 – 6 лет
4 год обучения – 6 – 7 лет
Интеграция содержания образования
Социально-коммуникативное
Развитие

- формирование представления о рисовании как о
художественной деятельности, о виде искусства;
- развитие игровой деятельности;
- формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств;
- формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности на занятиях
6

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

1.3.

- расширение кругозора детей в области рисования;
-воспитание вкуса ребёнка и обогащение его
разнообразными художественными впечатлениями;
- формирование целостной картины мира в сфере
художественного искусства;
- развитие способности к самостоятельному
творческому самовыражению.
- развитие свободного общения со взрослыми и
детьми;
- выражение собственных ощущений, используя язык
творчества, литературы, фольклора.
- развитие мелкой моторики;
- использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения различных
видов детской деятельности;
- сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей;
- формирование представлений о здоровом образе
жизни, укрепление физического и психологического
здоровья.

Планируемые результаты.

Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
художественно-эстетической направленности студии «Волшебная кисточка»
определены в виде целевых ориентиров.
1 год обучения (3-4 года)
– изображает отдельные предметы,
простые
по
композиции
и
незамысловатые по содержанию сюжеты;
–подбирает цвета, соответствующие
изображаемым предметам;
–правильно
пользуется
карандашами, фломастерами, кистью и
красками.
- знает некоторые способы рисования
нетрадиционными материалами.

2 год обучения (4-5 лет)
- владеет умением подбирать красивые
цветосочетания для создания задуманного
образа;
-рисовать по представлению сначала
простым карандашом, а затем оформлять
работу в цвете;
-владеет навыками рисования красками;
-развито чувства цвета;
-откликается на творческие работы свои и
своих товарищей,
-проявляет инициативу в оказании помощи
детям и взрослым.

3 год обучения (5-6 лет)
-знает
традиционные
материалы,
которыми можно рисовать
-владеет
нетрадиционными
изобразительными техниками: рисование
пальчиками,
ладошкой,
печатание
различными
печатками,
тычкование

4 год обучения (6-7 лет)
знает
виды
изобразительного
искусства (натюрморт, пейзаж, графика);
-отличает теплые и холодные оттенки
спектра;
-знает особенности внешнего вида
растений, животных, строения зданий.
7

полусухой жёсткой кистью, рисование
ватными палочками, тампонирование
губкой резерв из свечи в сочетании с
акварелью, оттиск различными печатками
и мятой бумагой, предметная монотипия,
акварель по-сырому;
- ориентируется в понятиях: форма, цвет,
количество, величина предметов;
использует
разнообразие цвета,
смешивает краски на палитре для
получения нужного оттенка;
- изображает отдельные предметы, а
также простые по композиции сюжеты;
-умеет создавать простейшие узоры из
чередующихся по цвету элементов
одинаковой формы;
-способен творить в сотворчестве с
воспитателем и детьми.

-владеет
навыками
работы
в
нетрадиционных техниках рисования
(эстамп,
батик,
кляксография,
гравирование, граттаж, акварель посырому, рисование с использованием
трафарета и шаблона, набрызг, рисование
штрихами,
“мозаичное”
рисование,
пластилиновая графика);
- умеет смешивать краски для получения
новых оттенков;
- умеет передавать особенности
внешнего вида растений, животных,
строения зданий;
- умеет сочетать различные виды
изобразительной
деятельности
и
изоматериалы;
-способен рисовать самостоятельно;
-способен создавать коллективные
коллажи в сотрудничестве со сверстниками
и воспитателем.

Результативность освоения Программы отслеживается через участие
воспитанников в контрольных занятиях, выставках и конкурсах разного уровня.

8

2. Содержательный раздел
2.1.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы
художественно-эстетической направленности студии «Волшебная
кисточка» для детей дошкольного возраста (3-7 лет).

Программа
имеет
художественно-эстетическую
направленность,
способствующую
развитию
художественно-эстетического
вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам искусства,
творческого подхода, развития образного мышления, на формирование
всесторонней, гармоничной личности.
2.2.

Организация и содержание деятельности по реализации
дополнительной общеразвивающей программы художественноэстетической направленности студии «Волшебная кисточка» для
детей дошкольного возраста (3-7 лет).

Реализация
дополнительной
общеразвивающей
программы
художественно-эстетической направленности студии «Волшебная кисточка»
осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю данной дополнительной программы студии «Волшебная кисточка»,
без предъявления требований к стажу работы. Либо педагогом, имеющим
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Программа рассчитана на 4 года для детей с 3до 7 лет.
Определяющими моментами в подготовке и проведении занятий являются
возрастные особенности детей, время проведения занятий (2 половина дня),
которые требуют точного распределения физической и эмоциональной
нагрузки на детей, насыщенность содержания, чередование видов
деятельности. Занятия в студии проводятся во 2 половину дня, учитывается
продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности, которая отвечает требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 (п.11.10).
Длительность занятий на первом году обучения – 15 минут, на втором –
20минут, на третьем - 25 минут и на четвертом –30 минут.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия. Занятия
проводятся 2 раза в неделю во всех возрастных группах.
Занятия имеют достаточно богатое содержание. Программа разделена на
отдельные тематические части (модули). В связи со спецификой творческих
занятий, границы их условны. Педагог строит образовательный процесс таким
образом, чтобы не нарушать его целостность, учитывая цели и задачи не только
9

художественно-эстетического
развития
детей,
но
и
социальнокоммуникативного, познавательного, физического и речевого развития.
Процесс обучения происходит очень динамично, со сменой различных
видов художественной деятельности, импровизаций, движений и пальчиковых
игр. Программа также предусматривает упражнения, укрепляющие мышечный
аппарат и вырабатывающие правильную осанку. В ходе занятий педагог
проводит гимнастику для глаз, способствующую снижению зрительной
нагрузки.
Виды занятий и формы организации детей
В ходе реализации Программы используются такие виды занятий, как
традиционное, тематическое, сюжетное, игровое, занятие – импровизация,
контрольное.
Система занятий построена с учетом распределения содержания Программы от
простого к сложному.
Ниже приводится краткая характеристика каждого вида занятия.
Традиционные занятия делятся на:
- обучающие;
- закрепляющие;
- контрольные.
Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается метод получения
изображения. Обучение начинается с показа педагогом метода рисования.
Далее педагог получает изображение данным методом повторно, делая при
этом ошибки. Дети поправляют педагога, указывая на то, что он делает
неправильно. Далее дети самостоятельно рисуют, используя изучаемые методы
и техники.
Закрепляющие занятия. Дети рисуют новую картинку, используя
изученные техники, оформляется выставка работ, педагог организует
обсуждение результатов.
Контрольные занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки,
рисуют картинку, используя различные техники, изученные ранее.
Структура занятия. Занятие состоит из трех частей:
1. Подготовительная – занимает ¼ от всего занятия, подготавливает
нервную систему, эмоциональное состояние детей к основной части.
2. Основная – совершенствование ранее полученных навыков, применение
их в творческой ситуации. Эта часть занятий занимает 2/4.
3. Заключительная - занимает ¼ от всего занятия, снимает напряжение,
излишнюю эмоциональность. В этой части используются игры, забавы,
потешки, прибаутки.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
индивидуально–групповая;
10

Используемые в Программе современные технологии.
Игровые технологии.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на
фундаментальные потребности в самовыражении, самоопределении,
саморегуляции и самореализации. Игра активизирует деятельность учащихся,
способствует улучшению позиции ребёнка в коллективе и созданию
доверительных отношений между детьми. Через игру педагог постепенно
увлекает ребёнка в мир искусства и, тем самым, формирует его мотивацию.
Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления,
умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; будят воображение и
фантазию. В игре ребёнок учится самостоятельности, приобщается к нормам и
ценностям общества.
Личностно-ориентированные технологии.
Одной из важных идей в этих технологиях является формирование
положительной «Я-концепции». Для этого необходимо:
- видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать,
верить в неё;
- создавать каждому ребенку «ситуацию успеха», атмосферу одобрения,
поддержки и доброжелательности;
- предоставлять возможность и помощь детям в самореализации, в
положительной деятельности.
Таким образом, в результате использования данных технологий создаётся
атмосфера обучения и воспитания, в которой ребёнок может познать себя,
самовыразиться и самореализоваться.
Педагогика сотрудничества детей и педагога предлагает совместную
развивающую
деятельность,
скреплённую
взаимопониманием,
проникновением в мир друг друга, совместным анализом хода и результатов
деятельности. Традиционное обучение основано на субъект-объектных
отношениях педагога и воспитанника. В концепции педагогики сотрудничества
— это положение заменяется представлением о ребенке, как о субъекте
творческой деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны
действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз
старшего с менее опытным. При этом ни один из них не должен стоять над
другим.
Диалог культур как двусторонняя информационно-смысловая связь
является важнейшей составляющей образовательного процесса. В диалоге
культур можно выделить:
- внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций);
- диалог, как речевое активизирующее общение людей (педагога и ребёнка);
- диалог эпох - прошлого и настоящего в искусстве, диалог с культурой
русского народа и других народов.
11

ИКТ– используются видео презентации при ознакомлении детей с
разными видами искусства, художественной росписью народов России и мира.
Общепедагогические методы:
 игровой метод. Основным методом
обучения рисованию детей
дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная
деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь
идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а
о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его
органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей
основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети
знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои
представления о мире;
 наглядный метод – использование наглядно-иллюстративного материала,
просмотр видеоматериалов;
 метод аналогий. В программе обучения широко используется метод
аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная
имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ,
активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его
пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению
скрытых творческих возможностей подсознания;
 словесные методы - беседа о характере живописи; объяснение
методики выполнения работы; вопросы; оценка;
 практический метод заключается в многократном использовании
изучаемых техник рисования;
 методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и
деятельность - поощрение, создание воспитывающих ситуаций и
ситуаций успеха.
Каждый родитель имеет возможность в рисунке увидеть, как раскрывается
личность ребенка, работа в студии формирует атмосферу положительных
эмоций, раскрепощает ребенка, делает его поведение естественным.
2.3.

Рабочая программа первого года обучения (3-4 года).

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия
ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах
деятельности – игре, рисовании, а также в повседневном поведении, дети
начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу
неустойчивости внимания, несформированной функции произвольного
поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Ребенок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений,
различных заданий, быстро устает, лучше воспринимает и запоминает то, что
эмоционально окрашено и интересно.
12

Опыт художественной деятельности минимальный, но все же позволяет
детям проявить себя и свои действия. Они уже знают, что можно рисовать
карандашами, красками, играть.
Учебно-методический план.
Кол-во
Тема
часов
1
Игра «Знакомство» в гостях у Апельсинки
1
Игра-беседа «Волшебная капелька»
1
Игра: «Знакомство с чудо - помощниками»
4
Игра – экспериментирование «Творим без кисточки».
5
Способы тонирования бумаги. Рисование тампонами.
5
«Рисуем пальчиками»
4
«Рисуем ладошками»
4
«Рисуем ватными палочками»
6
«Рисуем печатками»
6
«Необычная бумага», рисуем бумагой.
5
Предметная монотипия
6
Знакомство с пейзажем – рисование по мокрому.
6
Тычкование полусухой жёсткой кистью.
6
Экспериментируем с предметами.
4
Свободное творчество «Что я умею»
Итого 64 часа.
2.4.

Рабочая программа второго года обучения (4-5 лет).
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста (4 – 5

лет).
У детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды
деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного
разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы
остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением
обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и
устанавливать соотношение между ними.
Дети этого возраста способны воспринимать и выкладывать
геометрические фигуры (5-7), лежащие в основе многих предметов и их частей,
в определенной последовательности с учетом их различия по величине.
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит также непроизвольный
характер.
Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут
самостоятельно анализировать тот или иной предмет. На пятом году жизни дети
видят предмет не так слитно, как малыши. Они уже выделяют некоторые его
части, анализируют их. При этом в предмете ребенок замечает не главные
13

признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне
других предметов: окраска, величина, форма. На пятом году жизни обогащается
воображение ребенка. Оно также является непроизвольным. Предметом
воображения становится то, что сильно взволновало ребенка. Очень часто
ребенок заранее не знает, о чем будет его сказка, что будет на его рисунке.
Учебно-методический план.
Тема

Кол-во
часов
1
Игра «Знакомство» в гостях у Апельсинки
1
Игра-беседа «Волшебная капелька»
1
Игра: «Знакомство с чудо - помощниками»
4
Игра – экспериментирование «Творим без кисточки».
5
Способы тонирования бумаги. Рисование тампонами.
5
«Рисуем пальчиками»
4
«Рисуем ладошками»
4
«Рисуем ватными палочками»
6
«Рисуем печатками»
6
«Необычная бумага», рисуем бумагой.
5
Предметная монотипия
6
Знакомство с пейзажем – рисование по мокрому.
6
Тычкование полусухой жёсткой кистью.
6
Экспериментируем с предметами.
4
Свободное творчество «Что я умею»
Итого 64 часа.
2.5.

Рабочая программа третьего года обучения (5-6 лет).

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Активное развитие ребенка происходит во всех видах продуктивной
деятельности (изобразительной деятельности, конструировании, труде).
Начинает развиваться способность к общему коллективному труду, дети
могут согласовывать и планировать свои действия.
В
активной
деятельности
развивается
личность
ребенка,
совершенствуются
познавательные
процессы
и
формируются
новообразования возраста.
Наблюдается переход от непроизвольного и непосредственного
запоминания к произвольному и опосредованному запоминанию и
припоминанию. В 5-6 лет ребенок может использовать повторение как прием
запоминания. По-прежнему легко запоминает эмоционально насыщенные
события, которые могут оставаться в долговременной памяти длительное
время. В этом возрасте хорошо развиты механическая память и эйдетическая
14

– восстановление в памяти зрительного образа увиденного; постепенно
формируется смысловая память. Память объединяется с речью и мышлением
и начинает приобретать интеллектуальный характер, ребенок становится
способным рассуждать.
Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды
ощущения, восприятия, наглядных представлений. Повышается острота
зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух,
возрастает точность оценки веса предметов.
Учебно-методический план
Кол-во
часов
1
5
6
6
6
6
4
6
3
2
4
6
6
3

Тема

Игра – знакомство «В гостях у апельсинки»
«Знакомство с кляксографией»
Знакомство с натюрмортом, пейзажем – рисование с помощью
штампов и тампонов
«Монотипия»
«Рисуем пластилином»
«Набрызг»
Пейзаж в технике выдувания
Мыльные пузырьки
«Волшебные рисунки» Восковые мелки + акварель
«Волшебные рисунки» Свеча + акварель
«Граттаж»
Эффект кристаллов, рисование солью.
Рисование песком.
Игры – экспериментирования с различными материалами для
рисования.
Итого 64 часа.

2.6.

Рабочая программа четвертого года обучения (6-7 лет).

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).
В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений
детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может
различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например,
красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и
бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно
различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и
15

т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от
шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по
величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень
выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно
обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на
единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием
весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка
зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее
устойчиво.
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать
художественный образ, представленный в произведении, пояснять
использование средств выразительности, эстетически оценивать результат
музыкально-художественной деятельности. В продуктивной деятельности дети
знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей
цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который
теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у
них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет,
узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение
отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам,
событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут
передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции,
цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать
новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать
способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи
настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке
главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области
является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом
пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным
замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции,
располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным
работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все
еще нужна.

16

Содержание деятельности
Кол-во
часов
1
5
6
6
6
6
4
6
3
2
4
6
6
3

Тема

Игра – знакомство «В гостях у Апельсинки»
«Знакомство с кляксографией»
Знакомство с натюрмортом, пейзажем – рисование с помощью
штампов и тампонов
«Монотипия»
«Рисуем пластилином»
«Набрызг»
Пейзаж в технике выдувания
Мыльные пузырьки
«Волшебные рисунки» Восковые мелки + акварель
«Волшебные рисунки» Свеча + акварель
«Граттаж»
Эффект кристаллов, рисование солью.
Рисование песком.
Игры – экспериментирования с различными материалами для
рисования.
Итого 64 часа.
3. Организационный раздел
3.1.
№
п/п
1.
1.1.

2.
2.1.
2.2.

Материально-техническое обеспечение
Условия

Оснащение

Помещения, их функциональная
направленность
Кабинет ИЗО – развитие и
образование воспитанников

Оборудование:
шкаф для методических пособий;
мольберт;
магнитная доска;
столы 8 шт.;
стульчики детские 17 шт.
Технические средства обучения:
магнитола;
проектор.
Технические средства обучения:
ноутбук с выходом в Интернет;
принтер.

Информационно-методическое
обеспечение
Кабинет педагога-психолога
Информационно-методический
кабинет

17

3.2. Методическое обеспечение
Основное время программы отводится для выполнения детьми
творческих заданий. Весь изучаемый материал педагог обязан преподносить
учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит
наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний,
индивидуальной работе с каждым учеником.
Задания первого года обучения направлены на формирование базовых
знаний по изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет
детям овладеть рисованием несложных сюжетов и образов.
Второй год обучения нацелен на формирование базовых знаний по
изображению явлений природы, природных элементов, изображение
животных, птиц и человека, что способствует формированию навыков
изображать простую композицию.
Программа для детей по изобразительной деятельности составлена с
опорой на педагогические технологии:
 Копцева
Т.А. Природа и художник. Художественно –
экологическая программа по изобразительному искусству для
дошкольных
образовательных
и
учебно-воспитательных
комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
 Программа
художественного воспитания «Изобразительное
творчество в детском саду» - И.А.Лыкова – М: ООО «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2007;
 Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – Комарова Т.С. - М.: МозайкаСинтез, 2006. – 192с.: цв. вкл.
Итогом освоения программы становится выполнение детьми итоговой
работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают
самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.

3.3.

Календарный учебный график

Календарный учебный график является локальным нормативным
документом, регламентирующим общие требования к организации
образовательного процесса по реализации дополнительной общеразвивающей
программы художественно-эстетической направленности студии «Волшебная
кисточка» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) в 2019 – 2020 учебном
году.
Календарный учебный график учитывает в полном объёме возрастные
психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны
их жизни и здоровья.
Образовательный
процесс
по
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности
18

студии «Волшебная кисточка» для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
осуществляется в четырех группах: 1 –младшая группа, 2 – средняя группа, 3 –
старшая группа, 4 – подготовительная к школе группа.
Учебный год начинается 01 октября 2019 года, заканчивается – 31 мая
2020 года. Продолжительность учебной недели – 5 дней, продолжительность
учебного года –32 недели. В летний оздоровительный период образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеразвивающей
программе
художественно-эстетической направленности студия «Волшебная кисточка»
для детей дошкольного возраста (3-7 лет) не осуществляется.
Непосредственно образовательная деятельность в форме занятий
проводится 2 раза в неделю во всех возрастных группах по подгруппам (8-15
человек), время на НОД определяется в соответствии с СанПиНом:
Вторая младшая группа – 15 минут;
Средняя группа – 20 минут;
Старшая группа – 25 минут;
Подготовительная к школе группа – 30 минут.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения
дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической
направленности студии «Волшебная кисточка» для детей дошкольного
возраста (3-7 лет) осуществляется в ходе итоговых занятий.
Праздничные дни согласно производственному календарю.
Календарный
учебный график
обсуждается
и принимается
Педагогическим советом, утверждается приказом заведующего до начала
учебного года. Все изменения, вносимые в календарный учебный график,
утверждаются приказом заведующего и доводятся до всех участников
образовательного процесса.
Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации
порядке несёт ответственность за реализацию в полном объёме
образовательной программы дополнительного образования в соответствии с
календарным учебным графиком.
3.4.

Учебный план

Программа/
разделы

Первый
Второй год
Третий год
Четвертый год
год
обучения
обучения
обучения
обучения
(4-5 лет)
(5-6 лет)
(6-7 лет)
(3-4 года)
Дополнительная общеразвивающая программа студия «Волшебная кисточка»
Волшебная капелька
5
5
6
6
(кляксография)
Рисование тампонами
7
7
Рисование
5
5
пальчиками
Рисование ладошками
4
4
19

Рисование ватными
палочками
Рисование печатками
Рисование бумагой
Предметная
монотипия
Рисование по
мокрому (пейзаж)
Тычкование
Свободное творчество
«Что я умею»
Знакомство с
натюрмортом,
пейзажем – рисование
с помощью штампов и
тампонов
Пластилинография
Набрызг
Рисование мыльными
пузырями
Смешанная техника
(восковые
мелки/свеча+акварель
)
Пейзаж в технике
выдувания
Граттаж
Рисвание солью
Рисование песком
Экспериментирование
Всего:

Кол-во
часов
1
5
6
6
6
6
4
6
3
2
4

4

4

-

-

7
6
5

7
6
5

6

6

6

6

-

-

6
4

6
4

-

-

-

-

6

6

-

-

6
6
6

6
6
6

-

--

5

5

-

-

4

4

5
64

5
64

4
6
6
3
64

4
6
6
3
64

Тема
Игра – знакомство «В гостях у апельсинки»
«Знакомство с кляксографией»
Знакомство с натюрмортом, пейзажем – рисование с помощью
штампов и тампонов
«Монотипия»
«Рисуем пластилином»
«Набрызг»
Пейзаж в технике выдувания
Мыльные пузыри
«Волшебные рисунки» Восковые мелки + акварель
«Волшебные рисунки» Свеча + акварель
«Граттаж»
20

6
6
3

Эффект кристаллов, рисование солью.
Рисование песком.
Игры – экспериментирования с различными материалами для
рисования.
3.5.

Расписание занятий.

Занятия с детьми всех возрастных групп проводятся 2 раза в неделю по
подгруппам (8-10 человек). Занятия проводятся во вторую половину дня вне
образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Время, отведенное на непосредственно образовательную деятельность занятия, соответствует возрасту воспитанников и СанПиНам:
- младшая группа (3-4 года) – 15 минут;
- средняя группа (4-5 лет) – 20 минут;
- старшая группа (5-6 лет) – 25 минут;
- подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 30 минут.
Дни недели
Понедельник
2 младшая группа

Вторник

Возрастная группа
Среда
Четверг

15.50-16.20

15.10-15.40
гр.1

Средняя группа 16.30-17.00
Старшая группа
Подготовительная 15.10-15.40
группа

15.50-16.20
16.30-17.00

3.6.

Пятница
16.30-17.00 гр.2

15.10-15.40
15.50-16.20

Оценочные материалы

Оценка
качества
освоения
детьми
содержания
программы
дополнительного образования носит индивидуальный, динамический характер.
Оценивается
формирование
навыков
использования
различных
нетрадиционных техник каждого ребенка в процессе обучения. Ведущим
методом является наблюдение. Ежегодно педагог дополнительного
образования
проводит самоанализ
выполнения
задач программы
дополнительного образования.
Описание диагностики
Данная методика предполагает общую систему оценки по 3-балльной
шкале:
3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
21

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать
средний балл от 2,3 до 3. Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла. Низкий уровень
1,4 балла и ниже.
Результаты мониторинга заносятся в оценочные таблицы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы студия «Волшебная кисточка»
Формами подведения итогов реализации данной дополнительной
образовательной программы являются:
▪ итоговые занятия;
▪ выставки работ;
▪ участие в смотрах, конкурсах, фестивалях.
Отчеты педагога дополнительного образования о реализации
дополнительной общеобразовательной программы заслушиваются на итоговых
педагогических советах. Отчет проводится в форме проблемного самоанализ

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».