РП Игровое сольфеджио

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 468
620137, г. Екатеринбург, ул. Ирбитская, 7 тел./факс 341 – 59 – 03

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ____
от «
»
2020 г.

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ - детский сад № 468
_______________/С.Ю. Ивашова
Приказ № __________
от «_____» ____________ 2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ИГРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО
Возраст обучающихся: 3-5 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Иванова Наталья Петровна

Екатеринбург 2020 г.
1

Содержание
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
1.2. Планируемый результат освоения Рабочей программы
Раздел 2. Содержательный
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Виды и формы работы
2.3. Методы обучения
2.4. Формы и методы контроля
Раздел 3. Организационный
3.1. Описание материально-технического обеспечения Рабочей
Программы
3.2. Срок реализации программы
3.3. Объем учебного процесса
3.4. Форма проведения аудиторных занятий
Список используемой литературы

2

3
3
4
4
5
5
5
7
10
10
11
11
11
12
12
12

Раздел 1. Целевой
1.1.

Пояснительная записка

Рабочая
программа
–
учебно-методическая
документация,
обеспечивающая реализацию общеобразовательной общеразвивающей
программы
художественно-эстетической
направленности
«Игровое
сольфеджио»,
разработанной
в
соответствии
с
федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основанием для разработки рабочей программы служат:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
3.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
4.
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по общеобразовательным программам дошкольного
образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
5.
Устав МБДОУ - детский сад №468.
Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации - русский
Программа учебного предмета «Игровое сольфеджио» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», опирается на передовые методики развития музыкальных
способностей детей (В. Кирюшина «Система образного развития слуха», П.
Вейс «Система относительной сольмизации», К. Орфа «Ритмическое
воспитание», Т. Боровик «Развитие музыкальности детей в курсе
сольфеджио»; И.Е. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей»;
Л.Н. Шаймухометова , Л. Алексеева, Т. Тютюнникова «Учебнометодические материалы для детей старшего дошкольного возраста»).
«Игровое сольфеджио» - это тоже сольфеджио, но даётся в игровой и
увлекательной форме, и является наиболее эффективной формой
музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста, т.к.
способствует выявлению и развитию музыкальных способностей детей,
активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения,
стимулирует их творческое воображение.
3

Дошкольный период – возраст, наиболее восприимчивый к обучению,
а для развития таких способностей, как музыкальные, он является
решающим.
Учебный предмет «Игровое сольфеджио» тесно связан с предметами
«Сольфеджио», «Ритмика», «Слушание», «Хор».
1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы
Главная цель обучения дошкольников – общее музыкальноэстетическое развитие - выявление, развитие задатков и музыкальных
способностей детей.
Задачи:
- подарить детям радость общения с музыкой;
- дать яркие художественные впечатления;
- помочь воспитать музыкальную восприимчивость, эмоциональную
отзывчивость на услышанное;
- развить музыкальный слух, память, чувство ритма;
- научить умению проявлять себя в пении;
- научить умению связывать с музыкой живописные образы, движения
в играх;
- научить осмысливать метроритмические соотношения через
движения;
- сформировать первоначальные музыкальные знания и навыки;
- воспитать в детях творческое начало, желание музицировать.
Задачи предмета не исчерпываются только развитием музыкальных
способностей. Это комплексный предмет, включающий педагогические
приёмы, эффективно воздействующие на эмоциональную сферу и
интеллект.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
В основе реализации Рабочей программы лежат принципы и подходы
к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС:
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и
•
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
•
взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников) и детей; ребенок – субъект
образования, развивается только в деятельности;
уважение личности ребенка;
•
принцип развивающего образования, в соответствии с которым
•
главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
принцип
научной
обоснованности
и
практической
•
применимости
(содержание
программы
соответствует
основным
положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной
педагогики);
4

принцип интеграции образовательных областей в соответствии
•
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
предполагает реализацию образовательного процесса в формах,
•
специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка;
строится на основе индивидуальных особенностей и
•
потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;
•
обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
•
основывается на возрастной адекватности дошкольного
образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в
различных видах деятельности; непрерывность (преемственность)
образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для
овладения учебной деятельностью).
1.2. Планируемый результат освоения Рабочей программы
- узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их
характеризовать;
- петь любую из выученных песен с текстом;
- прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать
ритм ритмослогами и записать его;
- досочинить ответную фразу на знакомый текст

Раздел 2. Содержательный
Учебная программа по предмету «Игровое сольфеджио» рассчитана
на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Программу наполняют темы, составленные с
учетом возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений
и навыков происходит постепенно: от знакомства с музыкальными звукамиобразами, изучения нот и правил на нотном стане до чтения с листа.
2.1. Учебно – тематический план
Тема 1. Где живут и прячутся звуки?
Занятие №1 – Какие бывают звуки? Как услышать чудо и увидеть
звук.
Занятие №2 - Волшебные превращения звуков.
Тема 2. Звук – тон и звук – интонация
Занятие №3 - Изображаем голосом разные звуки.
5

Занятие №4 - Учимся превращать звуки в интонации.
Тема 3. Звук и слово
Занятие №5 - Перевод слова и движения в музыкальный образ.
Тема 4. Весёлое сольфеджио
Занятие №6 - Мимические игры.
Занятие №7 - Театральные диалоги.
Тема 5. Звуковые краски музыки
Занятие №8 - Путешествие в сказку. Тембр и музыкальные
инструменты.
Занятие №9 – О лисичке, репке и музыкальных инструментах.
Начинаем петь – звук-солнышко и звук-лошадка.
Занятие №10 – Клавиши, регистры и звукоряды. Учимся решать
художественные задачи. Звук-солнышко и звук-парашютик.
Занятие №11 – Динамические превращения звука. Форте, пиано и
музыкальные вилочки.
Занятие №12 – Волшебные превращения звуков продолжаются.
Занятие №13 – Динамические диалоги. Звук-домик.
Занятие №14 – Звук и темп, или кто как двигается.
Занятие №15 – Проверь себя! (Задания для самых старательных)
Занятие №16 –Потешное сольфеджио. Новогодние подарки.
Тема 6. Звучащее время
Занятие №17 – Зачем звуку время, а также про звуки долгие и
короткие.
Занятие №18 – О буквах гласных и согласных. Зачем делить слова на
слоги.
Занятие №19 – История о музыкальном молотке. Кто такие ТА и ТИ?
Занятие №20 – О паузе, или как остановить музыку?
Занятие №21 – Можно ли читать ноты и рисовать музыку?
Волшебные превращения ритмических рисунков.
Занятие №22 – О шаге и пульсе. Звук-леечка и звук-машинка.
Занятие №23 – Сочиняем музыку для барабана. Звук-самолётик.
Тема 7. Нотное королевство.
Занятие №24 –Музыкальная … школа! О чудесных превращениях. Где
живут ноты?
Занятие №25 – Как попасть в гости к нотам, или зачем нужны ключи.
Семь принцесс.
Занятие №26 – Подружиться с нотками желаем.
Занятие №27 – Занимательное сольфеджио.
Занятие №28 – Игровое сольфеджио. Приключения нот и
музыкальных знаков. Такты-квартиры.
Занятие №29 – Музыкальная лесенка.
Занятие №30 – Кукла Миля изучает музыку.
Тема 8. Школа творчества
Занятие №31 – Путешествие в верхний нотный регистр.
6

Занятие №32 - Путешествие в нижний нотный регистр.
Занятие №33 – Весёлые перевёртыши.
Занятие № 34 – «Карнавал животных». Задания для музыкантахудожника.
Занятие №35 – «Если бы композитором был я?» Проверь себя!
Занятие №36 – «Музыка – волшебная страна».
2.2. Виды и формы работы
Получасовые занятия «Занимательного сольфеджио» построены в
форме игры, сказки, с просмотром видео. Через игровые дидактические
упражнения идет накопление слуховых, ритмических и вокальноинтонационных навыков. На каждом занятие сочетаются следующие виды
работы:
- вокально-интонационные навыки;
- ритмическое воспитание;
- музыкальные игры;
- слушание музыки и беседы о музыке;
- творческие упражнения.
Вокально-интонационные навыки
Акцентирование внимания на понятия: совместное дыхание, начало и
окончание песни, ритмический унисон, стремление к интонационному
унисону в диапазоне с – a первой октавы.
Пение мажорного и минорного мелодий.
Формы работы и примерные задания:
- Пение попевок из фольклора: например, «Андрей-воробей»,
«Барашеньки-крутороженьки», «Шла коза»;
- Песенки-приветствия, распевки, интонационные имитации по
принципу «Эхо»;
- Песенки с важными интонациями: «Джон-зайчик», «Пик, Пак,
Пок», «Кошачий ответ», «На травке», «Белая гамма», «Кошачий вагон»
(Т.Э. Тютюнникова «Доноткино»);
- Песенки, разученные с образно-пластическими жестами по системе
относительной сольмизации («Светофор», «Снеговик», «Самолёт», «Вот
иду я вверх, вот иду я вниз» и т.д.);
- Пение ритмослогами по азбукам («Ёжик», «Ехал Ваня» и др.);
- Разучивание: «Песенка про звуки», «Паровоз», «Вот какие чудеса»,
«Топ, топ, топ», «Бьют Часы», «Будем пальчики считать», «Дудочка»;
- Видео-песенки: «Осенняя сказка», «Песенки капели», «Зимние
распевки», «У лягушки юбилей», «Сольфеджио для малышей»;
- Песенки - графики: «Шли мы, шли», «Шмели», «Паутинка»,
«Играем», «Серенький козлик»;
- Рисование голосом, пение по линиям: речевое интонирование:
«Весна», «Энцы-бэнцы», «Тутти-фрутти», «Ора-ра», «Ветер и эхо», «Шла
лисица»; дидактические картинки «Где, чья линия», «Червяк», «Булыжник»,
7

«Ленивый жук», «Прятки», «Чайник», «Снеговик», «Прятки»; видео ролики «Бабочка», «Воробей», «Жук», «Снежинка», «Кисточка», «Пчёлка»,
«Ветер».
Сольфеджирование. Пение по нотам.
Увлечение детей важностью сольфеджирования через соревнование;
введение дооценочного поощрения; эмоциональное, вокально-грамотное
исполнение простейших упражнений по нотам («Сольфеджио для
малышей»).
Применение различных наглядных пособий (красочных «Азбук», книг
с иллюстрациями).
Пение по нотам: (видео-песенки) «Божья коровка», «Песенка
маленького чайника», «Сольфеджио для малышей».
Знакомство с новым видом деятельности – чтение с листа
(Сольфеджио для малышей).
Музыкальные игры
Звуковысотные игры - «Звуковое зеркало», «Паучок спускается по
паутинке», «Живые ноты», «Видимый звук».
Игры – разминки (русский фольклор): «Мама била», «Шёл козёл»,
«Таря - Маря», «Серенький козлик» и т.д.
Игры – превращения (придумывания слов с нотами).
Пальчиковые игры: «Шмели», «Бабушка - келейница», «Кружелёк и
кто-то», «Будем пальчики считать», «Мишка косолапый» и т.д.
Музыкальные считалки: «Мы делили апельсин», «Шла коза».
Музыкальные песенки – загадки.
Музыкальные песенки-игры с движением: «Паровоз», «Шагом»,
«Самолётики и вертолётики», инсценировка русских народных песен: «Кот
и мыши», «Как под наши ворота», «Долговязый журавель», «Жил у
бабушки черный баран», «Бабуся и гуси» и т.д.
Ритмическое воспитание
Музыкально-ритмические навыки дают ребёнку возможность
выразить свои чувства в движении; внимательно слушая музыку, ребёнок
учится контролировать свои движения и делать их более гармоничными.
Основные ритмические группы (четверть и восьмая) изучаются
детьми в сопоставлении больших и малых образов. «Образ» - ритмическая
группа и понятен, и многовариантен, поэтому четверть и восьмую мы
переодеваем в облики звериных мам, пап и их детей. Предметы так же
могут быть большими и маленькими. Это очень ценный и живой
методический материал.
Практическое исполнение ритмических построений ритмослогами,
словами, нотами, разучивание текстов со звучащими жестами, а также
общее знакомство и осмысление традиционных названий длительностей.
Подготовительные навыки метрического деления ритмических
упражнений на такты - «квартиры» (лото, образные дидактические
карточки, кубики, ритмические азбуки).
8

Ознакомление с различными паузами. Применение четвертных пауз.
Работа с шумовыми инструментами.
Формы работы
- ритмы в образных картинках;
- ритмы в словах, чтение ритмов по карточкам;
- чтение ритмослогами;
- составление, сочинение ритмов при помощи лото, карточек,
кубиков;
- работа над одним ритмоблоком на одном уроке с максимальной
сменой форм работы;
- чтение песни со словами в ритме;
- проигрывание ладошками, ногами, пальчиками, язычками;
- определение данного ритма в других песенках;
- применение шумовых ударных инструментов; видео или
фортепиано;
- видео – ритмы: например, «Бабуся и гуси», «Лесные зверушки»,
«Весёлый огород», «Дождик», «Новогодние подарки», «Маленькие ёжики»
и др.;
- оживление ритмов (фонематическое исполнение по картинке);
- ритмические загадки.
Подготовительные навыки нотного письма
Графические игры из деталей нот (кружочков, палочек).
Волшебные превращения кружочков в бусики, цветочки и солнышки.
Изображение ровных палочек (забор, лестница, расческа).
Изображение тактов (домики, кубики).
Изображение элементов скрипичного ключа (улитки, петли, цветы,
ушки зайки).
Нотная грамота
Звук как явление.
Звуки – жесты (относительная сольмизация).
Звуковысотные понятия: высокие, средние, низкие звуки; нота; точное
расположение нот на нотном стане; ключи «Соль» и «Фа»; звукоряд;
аккорд; лад (мажор и минор).
Оттенки: форте, пиано.
Темпы: ускорение, замедление.
Слушание музыки и беседы о музыке
Характер, оттенки настроений, «чувства», выраженные в музыке.
Средства музыкальной выразительности («Как рассказывает
музыка?»).
Изобразительные возможности музыки («О чем рассказывает
музыка?»).
Жанры музыкального произведения. Песня, танец, марш.
Музыкальные сказки: «Почему запели светофоры», «Сказка о
снеговике», «Сказка о большом Доне и маленьком Дине» и т.д.
9

Музыкальные викторины «Угадайки».
Музыкальные игры «Сундучок с бирюльками».
Прослушивание музыкальных произведений нужно начинать с 15-20
секунд, даже самые послушные дети не могут больше удерживать
внимание, постепенно увеличивать время прослушивания. Для подобной
работы можно найти коротенькие, простые пьесы, например, в сборнике
«Школа игры на фортепиано», но гораздо эффективнее петь детям
характерные, яркие образные песни, где семантика музыкальных средств
поясняется текстом.
На слушании музыки нужна целенаправленная работа по развитию
детской музыкальности: памяти, чувства ритма, объёма слухового
внимания, реакции, интонационного слуха в единстве с речью и опытом
движения. И всё это на основе игрового материала.
Восприятие музыки непосредственно связано с движением и
зависит от него. Движение помогает детям перевести услышанное в
эмоциональное переживание и движение детей должно быть
импровизированным, чтобы каждый ребёнок научился подстраиваться к
звучащей музыке.
Считалки с нотами.
Творческие упражнения
Звукоподражание явлениям природы, животным;
Оживление дидактических картинок: «Ранним утром», «Маленькая
прачка», «Сонные стихи», оживление мимических картинок (2 клоуна);
Театральные диалоги: «Осень», «Петушок», «Мишка косолапый»;
Устные импровизации: на заданный ритм, интонацию, на текст
двухстишья;
Игра в «композитора».
2.3. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, сказка, беседа);
- наглядный (образно-дидактические и ритмические карточки, кубики,
яркие иллюстрации, видео);
- метод игровой мотивации (использование дидактических,
музыкально-ритмических игр, музыкальных игрушек-гостей, видео);
- концентрический (постоянное повторение, возвращение к
пройденному на новом уровне);
- принцип накопления музыкальных впечатлений.
2.4. Формы и методы контроля
Оценка качества освоения детьми содержания программы
дополнительного образования носит индивидуальный, динамический
10

характер. Оценивается формирование навыков использования различных
нетрадиционных техник каждого ребенка в процессе обучения. Ведущим
методом является наблюдение. Ежегодно педагог дополнительного
образования проводит самоанализ выполнения задач программы
дополнительного образования.
Результатом освоения дополнительной образовательной программы
«Игровое сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:
- знать основы музыкальной грамоты;
- уметь внимательно слушать музыку и рассказывать о её характере,
образе;
- уметь читать ритмические упражнения ритмослогами;
- определять на слух: мажор и минор;
- сольфеджировать знакомую одноголосную мелодию;
Критерии оценки
Для аттестации детей используется образная система оценок в виде
символов: отлично – «солнышко», хорошо – «облачко», удовлетворительно
– «тучка», неудовлетворительно – «туча с молнией».
При
оценивании
ребенка,
осваивающего
дополнительную
образовательную программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
- развитие музыкальности, овладение практическими умениями и
навыками;
- степень продвижения учащегося, успешность личных достижений.
Раздел 3. Организационный
3.1. Описание материально-технического обеспечения Рабочей
программы
Материально-техническая база МБДОУ №468 соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В ДОО созданы необходимые материально-технические условия,
которые благотворно влияют на успешную организацию образовательного и
воспитательного процесса.
Средства обучения:
Фортепиано, шумовые ударные инструменты, учебная магнитная
доска, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер.
Наглядные пособия:
Наглядные методические пособия, видео, раздаточный материал,
иллюстрации, музыкальные игрушки-гости, музыкальные инструменты.
3.2. Срок реализации учебного процесса
Срок реализации учебного предмета «Игровое сольфеджио»
составляет 1 год обучения.
11

3.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
МБДОУ №468 на реализацию учебного предмета «Игровое сольфеджио»
составляет 64 учебных часа.
3.4. Форма проведения занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая от 4
до 12 человек, 2 час в неделю с продолжительностью – 30 минут.
Список используемой литературы
1. Абелян Л. Забавное сольфеджио: учебное пособие для детей
дошкольного и младшего школьного возраста/ Л. Абелян. – М.: «Классика –
ХХI», 2005. – 54с.
2. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Часть 1: учебное пособие для
детей 4-6лет/ Т.Боровик. – Минск: Книжный дом, 1999. – 70с.
3. Боровик Т. Ти-ти-Та и ди-ли-Дон! Игровая теория музыки для 4-6
лет: учебное пособие для детей 4-6лет / Т.Боровик. – Г.: Издательство, 2008
– 88с.
5. Домогацкая И.Е. Учусь вместе с мамой. Музыкальный альбом в
картинках: учебное пособие для детей 4-6лет/ И.Е. Домогацкая. – М.:
Издательский дом «Классика – ХХI»,2001. - 54с.
7. Замуруева О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух. Серия
«Мир вашего ребёнка»/ О.В. Замуруева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 93с.
9. Каплунова И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у
детей: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских
дошкольных учреждений/ И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. – СанктПетербург: Изд. «Композитор», 2005. – 74с.
10. Каплунова, И. Как у наших у ворот: пособие для музыкальных
руководителей детских дошкольных учреждений / И. Каплунова, И.
Новосельцева. - С.-Петербург: Композитор, 2003. - 80с.
11. Музыкальная азбука для самых маленьких: учебное пособие/
составитель Н.Н. Горошко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. -178с.: ил. (Музыкальная библиотека).
12. Огородникова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках
«Сольфеджио»: учебное пособие для подготовительной группы и младших
классов ДМШ/ Т. Огородникова-Духанина. - Санкт-Петербург: Изд.
«Композитор», 2008. – 22с.
13. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. Издание 4:
методическое пособие/ Е.А. Поддубная. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 39с.
14. Раабен Т. Музыкальный паровозик: пособие для занятий
музыкальной грамотой с детьми 3-4 лет/ Т. Раабен. - Санкт-Петербург:
Издательство «Союз художников», 2009. – 23с.
12

15. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. «Заводные макароны».
Потешное сольфеджио для малышей и детей постарше, а также для всех кто
хочет весело общаться с музыкой/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое
общество России, 2005. – 59с.
16. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. «Квадратный апельсин».
Потешное сольфеджио для малышей и детей постарше, а также для всех кто
хочет весело общаться с музыкой/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое
общество России, 2005. – 89с.
17. Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры. /
Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 69с.
18. Шплатова О.М. Играй с нами: учебно-методическое пособие/ О.М.
Шплатова, В.Г. Шерстобитова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -28с.: ил.

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».