РП школа мяча

Содержание
Раздел 1. Целевой
1.1.

3

Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы

3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

4

1.1.3. Значимые для реализации программы характеристики

4

1.1.4. Характеристики особенностей развития детей

4

1.2. Планируемый результат освоения Рабочей программы

4

1.2. Система оценки результатов освоения программы

4

Раздел 2. Содержательный

5

2.1. Описание образовательной деятельности

5

2.1.1. Календарно-тематический план для детей 5-6 лет

5

2.1.2. Календарно-тематический план для детей 6-7 лет

10

Раздел 3. Организационный

14

3.1. Этапы реализации программы

14

3.2. Формы обучения

14

3.3. План совместной деятельности

14

3.4. Формы проведения итогов реализации программы

14

3.5. Мастер-технического обеспечения программы

14

3.5.1. Спортивный инвентарь

14

3.5.2 Технические средства обучения

15

3.5.3. Методическое обеспечение программы

15

2

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии:
– ФГОС ДО N1155 от 17 октября 2013 г.,
– ФЗ «Об образовании в РФ» N273 от 29.12.2012,
– Конвенцией ООН о правах ребенка,
– законом РФ «О физической культуре и спорте в РФ» N80 от 29.04.1999 г., письмом МО РФ N65/23-16
от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения»,
– Приказом МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО
N2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в
образовательных учреждениях РФ»,
– Уставом ГБОУ НШ с. Красноармейское с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию (физкультурно-оздоровительное направление) и познавательному развитию (экологобиологическое направление) в СП детском саду «Чебурашка».
Данная программа написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И.
Пензулаевой и элементами программы «Школа мяча» Н.И. Николаевой. Программа определяет содержание и
организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей.
Актуальность программы: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что
многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным
нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой
нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает
задержку возрастного развития. Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в детском
саду необходимо организовывать занятия по интересам физкультурно-спортивной направленности.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом.
Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации,
ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку.
Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают
подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы,
удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Систематические игры и
упражнения с мячом активно влияют на совершенствование психических процессов: силы,
уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с мячом ( в парах, втроём, в кругу ) –
прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу. В играх, которые проводятся в команде, он учится
слаженно работать с партнёрами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры.
Поэтому упражнения с мячом занимают одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с
детьми и стали основой для составления данной программы. Программа обеспечивает достижения
воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для
успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной Программой начального общего
образования по предмету «Физическая культура».
1.1.1. Цель программы «Школа мяча»
Овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом,
развитие у дошкольников «чувства мяча».
Задачи:
Оздоровительные:
–сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное
благополучие
–способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной,
сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей
Образовательные:
-познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр: баскетбол, пионербол, волейбол,
футбол
-учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила, выбирать более целесообразные
способы и ситуации действий с мячом
Развивающие:
-развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве,
глазомер
-формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку,
забрасывание в корзину, подача мяча, блокирование, ведение мяча ногами, удар по воротам и умение
применять их в игровой ситуации
-развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.
Воспитательные:
-формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни – воспитывать
умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели
-воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями
товарищей.
3

1.1.2. Принципы и подходы:
-поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
-реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме
игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности
-принцип индивидуально-дифференцированного подхода; индивидуализации дошкольного образования
-принцип гармоничности образования
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-сотрудничество Организации с семьёй
-возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенности и особенностям развития)
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
1.1.3. Значимые для реализации программы характеристики:
ловкость, быстрота, выносливость, ориентация в пространстве.
1.1.4. Характеристики особенностей развития детей:
Возрастной период от 5 – 7 лет называют периодом «первого вытяжения»; за один год ребёнок может вырасти
до 7 – 10 см., на протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200 г, а роста – 0,5
см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к
пяти – шести годам ещё не завершено. В этом возрасте у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища
и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно
легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. В возрасте 5-7 лет улучшается координация
движений. Дети способны выполнять упражнения более правильно и осознанно. Они уже способны
дифференцировать свои мышечные усилия, появляется доступность в умении выполнять упражнения с
различной амплитудой переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого или
требуемой ситуацией.
В этом возрасте совершенствуются основные процессы ЦНС: возбуждение и особенно торможение, и
несколько легче формируются все виды условного торможения. Интенсивно формируется сердечно –
сосудистая система. Средняя частота пульса к 6-7 годам составляет 92-95 ударов в минуту. Размеры и
строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых от взрослого. Жизненная ёмкость лёгких
невелика, поэтому он дышит чаще, в среднем 25 раз в минуту. Исследования по определению общей
выносливости детей (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности
сердечно – сосудистой и дыхательной систем у детей этого возраста достаточно высокие.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Ребёнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание).
Ребёнок умеет перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения сидя ноги
скрёстно, через сетку. Ребёнок может бросать мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не менее 20 раз),
одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с поворотами. Ребёнок легко отбивает мяч правой и левой рукой
поочередно на месте и в движении, перебрасывает набивные мячи.
Ребёнок владеет метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метанием в цель из разных положений
(стоя, стоя на коленях, сидя); метанием в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м);
метанием в движущуюся цель.
Ребёнок освоил элементы спортивных игр:
Баскетбол
-умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча)
-умеет перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении
-умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с
разных сторон
-умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча
-умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по сигналу
Волейбол
-умеет выполнять отбивание мяча после подачи соперника через сетку
-умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху
-выполняет простейшие правила игры.
Футбол
-умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте
-умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота
Пионербол
-умеет производить подачу из-за лицевой линии
-умеет выполнять бросок через сетку из разных частей площадки
-способен выполнять игровые действия в команде
-правильно реагирует на свисток и жесты судьи
1.3 Система оценки результатов освоения программы
Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня владения мячом.
Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но
навык не автоматизирован;
4

1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов – отказ от выполнения движения.
Диагностика по определению уровня усвоения программы
(первый год обучения).

Высокий уровень – от 22 до 27 баллов.
Средний уровень – от 13 до 21 балла.
Низкий уровень – от 0 до 12 баллов.
Диагностика по определению уровня усвоения программы
(второй год обучения).

Высокий уровень – от 24 до 30 баллов.
Средний уровень – от 14 до 23 баллов.
Низкий уровень – от 0 до 13 баллов.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
На занятиях и вне занятий:
– проведение бесед об истории и правилах спортивных игр с мячом
– демонстрация мультимедийных презентаций о видах спорта, правилах игры и т.д., просмотр мультфильмов
на спортивную тематику, видеороликов фрагментов уроков физкультуры для детей начальных классов школы
– освоение детьми техникой игры в пионербол, баскетбол, футбол, волейбол, состоящую из двух видов
действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнёру (стойка,
остановки, повороты, прыжки, ложные движения)
– перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами
– применение мелких предметов для развития мелких мышц рук
– использование различных видов мячей для ОРУ
– использование дыхательных упражнений
– проведение ритмической гимнастики
– использование упражнений на расслабление.
2.1.1. Календарно-тематический план для детей 5-6 лет
СЕНТЯБРЬ
Задачи
1.Познакомить детей с
различными видами мячей, с
историей возникновения мяча.
2.Учить сочетать замах с
броском при метании.
3.Развивать глазомер, точность
движения.

Занятие 1-2
МОНИТОРИНГ

Занятие 3-4

1 Часть:
Ходьба с заданием для
1 Часть:
Ходьба на носках, на пятках, с рук, подскоки и прыжки
высоким подниманием колен. на двух ногах с
Бег. Подскоки и прыжки на
продвижением вперёд.
двух ногах с продвижением
Ходьба.
вперёд. Ходьба.
2 Часть:
5

4. Соблюдать правила игры с
мячом.
5. Выявить исходные данные
психомоторного развития
ребёнка.

2 Часть:
ОРУ с массажным мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
П/И «Брось – догони».
П/И «Подбрось – поймай».
Дых. упр-е
«Носик балуется».
3 Часть:
Презентация
«Мячик, мячик, ты откуда?»

ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с
мячиком для пингпонга.
ОВД
1.Катание мяча
«змейкой» между
предметами.
2.Бросание малого мяча
вверх и ловля его одной
рукой.
П/И «Попади в цель».
П/И «Шмель».
Дых. упр-я
«Смешинка»
«Шарик лопнул».
3 Часть:
Релаксация
«Пляж» (3)
«Волшебный сон» (4).

ОКТЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

1 Часть:
Ходьба приставным
шагом боком, прямо.
Бег «покажи пятки».
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым
резиновым мячом.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД
1.Отбивание мяча о пол
двумя руками, стоя на
месте.
2.Прокатывание мяча с
горки.
1.Учить отбивать мяч о пол двумя П/И «Мяч сквозь
руками, стоя на месте; прокатывать обруч».
с горки; подбрасывать и ловить с
П/И «Ловишки с
хлопком в ладоши.
мячом».
2.Учить сохранению правильной
Дых. упр-я
осанки при выполнении
«Подуй на листик»
упражнений.
«Летят мячи».
3.Побуждать к проявлению
3 Часть:
настойчивости при достижении
Релаксация
конечного результата, стремлению к «Змейки греются на
качественному выполнению
солнышке» (1)
движения.
«Опавшие листики» (2).
НОЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

1 Часть:
Ходьба семенящим шагом,
широким шагом, с
1.Учить бросать и ловить мяч
поворотом кругом.
друг другу из положения сидя; Подскоки, боковой галоп.
забрасывать мяч в
Ходьба.
баскетбольную корзину,
2 Часть:
принимая правильную стойку. ОРУ с малым
2.Познакомить со спортивными пластмассовым мячом.
играми с мячом.
Упр-е для кистей рук со
3.Воспитывать желание
шнурком.
заниматься в команде.
ОВД
6

Занятие 3-4

1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Весёлая клоунада».
2 Часть:
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым
массажным мячиком.
ОВД
1.Подбрасывание мяча
вверх и ловля его с
хлопком.
2.Самостоятельные игры
с мячами.
П/И «Мяч среднему».
П/И «Быстрый мячик».
Дых. упр-я
«Ветер и листья»
«Ёжик».
3 Часть:
Релаксация
«Ковёр – самолёт» (3)
Просмотр мультфильма
«Топчумба» (4).
Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Антошка».
2 Часть:
ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с
карандашом.
ОВД
1.Бросание мяча вверх и
ловля его двумя руками
(10 раз подряд).
2.Прокатывание мяча по

1.Бросание и ловля мяча
друг другу из положения
сидя.
2.Забрасывание мяча в
баскетбольную корзину.
П/И «Ловкая пара».
П/И «Мяч вдогонку».
Дых. упр-я
«Каша кипит»
«Дует ветер».
3 Часть:
Релаксация
«Аромапалочка» (1)
«Каждый спит» (2).
ДЕКАБРЬ

полу между предметами
«змейкой», до ориентира,
вокруг ориентиров.
П/И «Мяч в кругу».
П/И «Догони мяч».
Дых. упр-я
«Лесной воздух»
«Маятник».
3 Часть:
Релаксация
«Тёплая ванна» (3)
Презентация
«Виды спорта с мячом»
(4).

Занятие 1-2

Задачи

1 Часть:
Ходьба с заданием для
рук, ходьба «пингвин».
Бег «лошадки».
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ со средним
мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
1.Бросание мяча вверх
и ловля его с
поворотом кругом.
2.Бросание мяча друг
другу с хлопком.
П/И «Закати мяч в
обруч».
1.Учить детей бросать мяч вверх и
П/И «Передай мяч».
ловить его с поворотом кругом; бросать Дых. упр-я
мяч друг другу с хлопком; отбивать мяч «На турнике»
двумя руками, шагая в прямом
«Подуй на снежинку».
направлении и сохраняя равновесие;
3 Часть:
метать малый мяч в верт. цель.
Релаксация
2.Учить соблюдать правила игры.
«Звери спят, птицы
3.Воспитывать внимательность и заботу спят»(1)
друг к другу.
«Колыбельная» (2).
ЯНВАРЬ
Занятие 1-2

Задачи

1.Учить бросать мяч друг другу и при
ловле делать поворот; метать мячи
разного веса правой левой рукой;
отбивать мяч о стенку разными
способами; метать мяч в горизонт. цель.
2.Развивать физические качества
(настойчивость, решительность,
целеустремлённость).

1 Часть:
Ходьба в парах, с
высоким
подниманием колен.
Медленный бег.
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с цветным
клубком.
Упр-е для кистей
рук с пластмассовым
массажным мячиком.
ОВД
1.Бросание мяча друг
другу и ловля его с
поворотом кругом.
7

Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Барби».
2 Часть:
ОРУ с воздушным
шаром.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД
1.Отбивание мяча о
пол двумя руками,
продвигаясь вперёд
шагом в прямом
направлении ( R-5м).
2.Метание малого мяча
в верт. цель (h-2 м).
П/И «Не упусти
шарик».
П/И «Мяч об пол».
Дых. упр-я
«Хлопушка»
«Молодцы».
3 Часть:
Релаксация
«Фея сна» (3)
Просмотр
мультфильма
«Дедушка и внучек»
(4).
Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Буратино».
2 Часть:
ОРУ с малым
резиновым мячом.
Упр-е для кистей
рук с цилиндром.
ОВД
1.Отбивание мяча о
стенку с хлопком, с
поворотом, отскоком
от пола.
2.Забрасывание
малого мяча в

2.Метание вдаль
мячей разного веса и
размера правой и
левой рукой.
П/И «Кати в цель».
П/И «Ловкая пара».
Дых. упр-я
«Дровосек»
«Ах!».
3 Часть:
Релаксация
«Снежинки» (1)
«В царстве Снежной
Королевы» (2).
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1-2

Задачи

1 Часть:
Ходьба «змейкой»
поперёк зала, на
корточках. Бег
«верёвочка». Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым
пластмассовым мячом.
Упр-е для кистей рук со
шнурком.
ОВД
1.Бросание мяча друг
другу и ловля его в
движении.
2.Прокатывание мяча
правой и левой ногой
между предметами.
П/И «Попади в ворота».
1.Учить бросать мяч друг другу и
П/И «Мяч по дорожке».
ловить его в движении; с отскоком от Дых. упр-я
пола; прокатывать мяч правой и
«Мыльные пузыри»
левой ногой, сохраняя равновесие.
«Апчхи!».
2.Развивать глазомер.
3 Часть:
3.Воспитывать желание радоваться
Релаксация
успехам и сопереживать неудачам
«Спящий котёнок» (1)
товарищей.
«Звёздочки на небе» (2).
МАРТ
Задачи

Занятие 1-2

1 Часть:
Ходьба на носках, пятках.
Бег с высоким подниманием
колен «лошадки». Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД
1.Отбивание мяча одной
рукой (правой и левой),
1.Учить отбивать мяч одной
продвигаясь вперёд.
рукой; прокатывать его ногой
2.Прокатывание мяча
между предметами; перебрасывать правой и левой ногой
друг другу через шнур.
между предметами.
2. Развивать физические качества П/И «Догони мяч».
(быстроту, силу, ловкость).
П/И «Ловкая пара».
3.Поддерживать интерес к
Дых. упр-я
различным видам спорта.
«Обед»
8

напольную корзину.
П/И «Подвижная
мишень».
П/И «Быстрый
мячик».
Дых. упр-я
«Вырасти большой»
«Стёклышко».
3 Часть:
Релаксация
«Сказочный сон» (3)
Просмотр
мультфильма
«Неженка» (4).
Занятие 3-4
1Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Cocolate».
2 Часть:
ОРУ со средним
мячом.
Упр-е для кистей
рук с карандашом.
ОВД
1.Бросание мяча друг
другу и ловля его с
отскоком от пола.
2.Метание мяча в
горизонт. цель.
П/И «Мяч в корзину».
П/И «Ловишки с
мячом».
Дых. упр-я
«Гармошка»
«Партизаны».
3 Часть:
Релаксация
«Сосульки тают» (3)
Просмотр
мультфильма
«Упрямый ослик» (4).
Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Знаменитое кантри».
2 Часть:
ОРУ с воздушным
шаром.
Упр-е для кистей рук с
цилиндром.
ОВД
1.Забрасывание мяча в
баскетбольную
корзину.
2.Перебрасывание мяча
друг дугу через шнур.
П/И «Мяч навстречу
мячу».
П/И «Успей поймать».
Дых. упр-я

«Насос».
3 Часть:
Релаксация
«Подводный мир» (1)
«У лесного ручья» (2).

«Художники»
«Дятел».
3 Часть:
Релаксация
«Аромапалочка» (3)
Просмотр
мультфильма
«С бору по сосенке»
(4).

АПРЕЛЬ
Занятие 1-2

Задачи

1 Часть:
Ходьба спиной вперёд,
парами. Бег с
выбрасыванием прямых ног
вперёд. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым массажным
мячом.
ОВД
1.Отбивание мяча о стенку
с хлопком, поворотом,
отскоком от пола.
2.Перебрасывание мяча
через шнур в команде
1.Учить элементам спортивных (элементы пионербола).
игр с мячом.
П/И «Послушный мяч».
2.Развивать мелкую моторику Дых. упр-я
рук.
«Дуем друг на друга»
3.Воспитывать положительные «Полёт в космос».
качества личности
3 Часть:
(инициативность,
Релаксация
самостоятельность,
«Волшебный сон» (1)
активность).
«Тайны космоса» (2).
МАЙ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Детская танцевальная».
2 Часть:
ОРУ с цветным клубком.
Упр-е для кистей рук с
мячиком для пинг-понга.
ОВД
1.Перебрасывание мяча
через сетку в команде
(элементарный
пионербол).
П/И «Ты катись, катись,
наш мячик».
Дых. упр-я
«Ныряльщики»
«Осы».
3 Часть:
Релаксация
«Путешествие на облаке»
(3)
Просмотр мультфильма
«Как утёнок- музыкант
научился играть в
футбол»(4)
Занятие 3-4

1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
2 Часть:
ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
Самостоятельные игры
с мячами.
1.Развивать
Дых. упр-я
двигательную
«Сирень»
активность.
«Песенка».
2.Воспитывать
3 Часть:
положительные
Релаксация
эмоции.
«Цветы распускаются» Физкультурный досуг совместно с
3.Определить уровень (1)
детьми подготовительной группы
владения мячом.
«Загораем» (2).
«Мы – спортсмены».МОНИТОРИНГ

2.1.2. Календарно-тематический план для детей 6-7 лет
9

СЕНТЯБРЬ
Занятие 1-2

Задачи

Занятие 3-4

1 Часть:
Ходьба с высоким
1Часть:
подниманием колен, с
Ходьба широким и мелким
перекатом с пятки на носок. Бег
шагом. Бег с изменением
мелким и широким шагом.
темпа. Ходьба.
Ходьба.
2 Часть:
2 Часть:
ОРУ с массажным мячом.
ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с
Упр-е для кистей рук с мячиком
попрыгунчиком.
для пинг-понга.
ОВД
ОВД
1.Катание мяча в заданном
1.Метание вдаль малого мяча с
направлении.
нескольких шагов.
2.Метание малого мяча в
2.Бросание мяча вверх и ловля
горизонт. цель правой
его двумя руками.
левой рукой с R 4-5 м.
П/И «Попади и поймай».
П/И «Горизонтальная
П/И «Мяч навстречу мячу».
мишень».
1.Учить детей метать мяч в
Дых. упр-я
П/И «Точный удар».
горизонтальную цель;
«Смешинка»
Дых. упр-е
вдаль с нескольких шагов.
«Шарик лопнул».
«Носик балуется»
2.Развивать глазомер,
3 Часть:
3 Часть:
двигательную активность
Релаксация
Релаксация
детей.
«Волшебный сон» (3)
«Пляж».
3.Воспитывать желание
Презентация «Как стать
заниматься спортом.
спортсменом» (4).
ОКТЯБРЬ
МОНИТОРИНГ

Задачи

Занятие 1-2

1 Часть:
Ходьба приставным шагом
вправо и влево. Боковой
галоп. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым резиновым
мячом.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД
1.Метание в цель из разных
исходных положений: стоя на
коленях, сидя, лёжа.
2.Бросание мяча вверх и
ловля его двумя руками.
П/И «Не упусти мяч».
П/И «Догони мяч».
1.Учить детей метать мяч в
Дых. упр-я
цель из разных исходных
«Подуй на листик»
положений.
«Летят мячи».
2.Развивать физические
3 Часть:
качества (быстроту, ловкость, Релаксация
выносливость).
«Змейки греются на
3.Воспитывать красоту,
солнышке» (1)
грациозность движений.
«Опавшие листья» (2).
НОЯБРЬ
Задачи
1.Учить метать мяч правой и левой
рукой, отбивать мяч о пол,
двигаясь «змейкой».
2.Развивать глазомер, учить
принимать правильную стойку при
забрасывании мяча в корзину.

Занятие 1-2
1 Часть:
Ходьба с высоким
подниманием колен. Бег
«змейкой» поперёк зала.
Ходьба.
2 Часть:
10

Занятие 3-4

1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Дождя не боимся».
2 Часть:
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым массажным
мячиком.
ОВД
1.Бросание мяча вверх и
ловля его одной рукой.
2.Прыжки с зажатым
между коленями мячом.
П/И «Закати мяч».
П/И «Выстрели мячом».
Дых. упр-я
«Ветер и листья».
3 Часть:
Релаксация
«Ковёр – самолёт» (3)
Просмотр мультфильма
«Спортландия» (4).
Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Амана кукарела».
2 Часть:
ОРУ с фитболом.

3.Воспитывать стремление детей
объединяться в команды для
подвижных игр по собственному
предпочтению.

ОРУ с малым пластмассовым
мячом.
Упр-е для кистей рук со
шнурком.
ОВД
1.Метание вдаль мяча с R612 м.
2.Отбивание мяча о пол,
двигаясь «змейкой» между
предметами.
П/И «Ловишки с мячом».
П/И «Не задень мяч».
Дых. упр-я
«Каша кипит»
«Ветер дует».
3 Часть:
Релаксация
«Аромапалочка» (1)
«Каждый спит» (2).

Упр-е для кистей
рук с карандашом.
ОВД
1.Бросание мяча от
груди, через голову.
2.Забрасывание мяча
в баскетбольную
корзину.
П/И «Стоп».
П/И «Гонка мячей по
кругу».
Дых. упр-я
«Лесной воздух»
«Маятник».
3 Часть:
Релаксация
«Тёплая ванна» (3)
Просмотр
мультфильма
«Тихая поляна» (4).

ДЕКАБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Звёзды Новый год
1 Часть:
Ходьба спиной вперёд, с
развесил».
заданием для рук. Бег с
2 Часть:
захлёстыванием голени.
ОРУ с воздушным
Ходьба.
шариком.
Упр-е для кистей рук с
2 Часть:
ОРУ со средним мячом.
брусочком.
Упр-е для кистей рук с
ОВД
попрыгунчиком.
1.Бросание мяча друг
ОВД
другу с хлопком, с
1.Бросание мяча друг другу и поворотом, с отскоком от
ловля его с поворотом
пола.
кругом.
Спортивная игра
2.Отбивание мяча о пол
«Пионербол».
двумя руками, продвигаясь
П/И «Проведи мяч».
вперёд бегом.
П/И «Поймай мяч».
1.Учить детей выполнять
П/И «Мяч по кочкам».
Дых. упр-я
движения под
П/И «Играй, играй, мяч не
«Хлопушка»
ритмичную музыку.
теряй».
«Молодцы».
2.Продолжать учить
Дых. упр-я
3 Часть:
подбрасывать мяч и ловить его «На турнике»
Релаксация
с поворотом кругом.
«Подуй на снежинку».
«Фея сна» (3)
3.Развивать двигательную
Просмотр видеоролика
3 Часть:
активность детей.
Релаксация
с урока физкультуры
4.Воспитывать чувство
«Звери спят, птицы спят» (1) учеников начальной
товарищества.
«Колыбельная» (2).
школы (4).
ЯНВАРЬ
Задачи
1.Учить детей метать мяч в
горизонт. цель; бросать и
ловить мяч от стены разными
способами.
2.Развивать двигательную
активность детей и глазомер.
3.Учить метать мяч разного
веса и размера.
4.Воспитывать волевые
качества личности
(целеустремлённость,
выдержку).

Занятие 1-2
1 Часть:
Ходьба с
перешагиванием через
предметы. Бег с
преодолением
препятствий. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым
резиновым мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым
массажным мячиком.
11

Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Позитив».
2 Часть:
ОРУ с цветным клубком.
Упр-е для кистей рук с
цилиндром.
ОВД
1.Бросание и ловля мяча от
стены с разными заданиями: с
отскоком от пола, с поворотом
кругом, с перепрыгиванием

ОВД
1.Отбивание мяча о пол
одной рукой,
продвигаясь вперёд.
2.Метание вдаль мячей
разного веса и размера
правой и левой рукой.
П/И «Не упусти
шарик».
П/И «Послушный мяч».
Дых. упр-я
«Дровосек»
«Ах!».
3 Часть:
Релаксация
«Снежинки» (1)
«У Снежной Королевы»
(2).
ФЕВРАЛЬ
Задачи

1.Продолжать учить детей
выполнять упражнения с
мячом в парах.
2.Развивать красоту,
плавность движений под
музыку.
3.Воспитывать у детей
стремление участвовать в
играх с элементами
соревнований.

Задачи

1.Продолжать учить
детей бросать мяч через
сетку.
2.Учить детей играм с
элементами футбола и
волейбола.
3.Развивать физические
качества (быстроту,
силу, ловкость).
4.Воспитывать чувство
товарищества.

через отскочивший мяч.
2.Отбивание мяча о пол,
продвигаясь по кругу.
П/И «Мяч по дорожке».
П/И «Ты катись, катись, наш
мячик».
Дых. упр-я
«Вырасти большой»
«Стёклышко».
3 Часть:
Релаксация
«Сказочный сон» (3)
Просмотр мультфильма
«Необыкновенный матч» (4).

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1 Часть:
Ходьба парами, с заданиями
для рук. Бег « покажи пятки».
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с пластмассовым малым
мячом.
Упр-е для кистей рук со
шнурком.
ОВД
1.Бросание мяча друг другу с
хлопком, с отскоком, от
груди, из-за головы.
2.Прокатывание мяча ногами
по прямой с попаданием в
воротца.
П/И «Передал – садись».
П/И «Выстрели мячом».
Дых. упр-я
«Мыльные пузыри»
«Апчхи!».
3 Часть:
Релаксация
«Спящий котёнок» (1)
«Звёздочки на небе» (2).
МАРТ
Занятие 1-2
1 Часть:
Ходьба гимнастическим
шагом. Бег врассыпную с
остановкой по сигналу.
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с воздушным шариком.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД
1.Метание мяча в движущуюся
цель правой и левой рукой.
2.Бросание мяча друг другу
через сетку.
П/И «Волейбол с воздушными
шарами».
12

1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Наша армия самая
сильная».
2 Часть:
ОРУ со средним мячом.
Упр-е для кистей рук с
карандашом.
ОВД
1.Прокатывание мяча
ногами «змейкой» между
предметами.
2.Прокатывание мяча
ногами с передачей друг
другу.
П/И «Кто быстрее».
П/И «Попади в цель».
Дых. упр-я
«Гармошка»
«Партизаны».
3 Часть:
Релаксация
«Сосульки тают» (3)
Просмотр мультфильма
«Болек и Лёлек. Зимняя
Олимпиада» (4).
Занятие 3-4

1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Мы маленькие дети».
2 Часть:
ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с
цилиндром.
ОВД
1.Удерживание мяча на
голове как можно дольше.
2.Отбивание мяча коленом.
П/И «Мы – футболисты».
Дых. упр-я
«Художники»
«Дятел».
3 Часть:

П/И «Не упусти шарик».
Дых упр-я
«Обед»
«Насос».
3 Часть:
Релаксация
«Подводный мир океана»(1)
«У лесного ручья» (2).
АПРЕЛЬ
Задачи

1.Учить детей прокатывать
мяч, попадая в ворота;
забрасывать мяч в
баскетбольную корзину.
2.Обучать детей спортивным
играм с выполнением
простейших правил.
3.Воспитывать интерес к
спортивным играм.

Задачи

1.Совершенствовать навык
ведения мяча.
2.Развивать двигательную
активность детей.
3.Воспитывать
положительные эмоции.
4.Определить уровень
владения мячом.

Релаксация
«Аромапалочка» (3)
Просмотр видеоролика с
урока физкультуры учеников
начальной школы (4).

Занятие 1-2

Занятие3-4

1 Часть:
Ходьба «змейкой» поперёк
зала. Бег с выбрасыванием
прямых ног вперёд. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук
с пластмассовым массажным
мячиком.
ОВД
1.Ведение мяча одной рукой
на корточках.
2.Забрасывание мяча в
баскетбольную корзину,
стараясь увести мяч у
соперников (элементы
баскетбола).
П/И «Волейбол с надувным
мячом».
П/И «Быстро отвечай».
Дых. упр-я
«Дуем друг на друга»
«Полёт в космос».
3 Часть:
Релаксация
«Волшебный сон» (1)
«Тайны космоса» (2).
МАЙ
Занятие 1-2
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Чунга – чанга».
2 Часть:
ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
Самостоятельные игры с
мячами.
Дых. упр-я
«Сирень»
«Песенка».
3 Часть:
Релаксация
«Цветы распускаются»
(1)
«Загораем» (2).

Занятие 3-4

Физкультурный
досуг совместно с детьми
старшей группы
«Мы – спортсмены».
МОНИТОРИНГ

3. Организационный раздел
13

1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Intro».
2 Часть:
ОРУ с цветным
клубком.
Упр-е для кистей рук с
мячиком для пингпонга.
ОВД
1.Прокатывание мяча
правой и левой ногой
между предметами.
2.Ведение мяча ногой,
стараясь увести его у
соперника.
П/ И «Элементарный
футбол».
П/И «Съедобное несъедобное».
Дых. упр-я
«Ныряльщики»
«Осы».
3 Часть:
Релаксация
«Путешествие на
облаке» (3)
Просмотр мультфильма
«Футбольные звёзды»
(4).

3.1. Этапы реализации программы.
Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Школа мяча» рассчитана на два года: первый
для детей 5-6 лет, второй – для детей 6-7 лет. Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно.
На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность.
Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением взрослым необходимых действий с мячом.
Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребёнка доминирующую роль играют зрительные образы,
поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным
повторением
упражнений.
Обучение в «Школе мяча» состоит из трёх этапов: начального, углубленного разучивания и
совершенствования двигательных умений и навыков.
Этап начального обучения
На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом для развития координации движений, развивают
умение следить за траекторией полёта мяча, вырабатывают быструю ответную реакцию на летящий мяч.
Этап углубленного разучивания
На этом этапе дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом; их действия
принимают направленный и осознанный характер. Этап углубленного разучивания упражнений
характеризуется уточнением и совершенствованием техники выполнения.
Этап закрепления и совершенствования двигательных знаний и навыков. Это этап закрепления полученных
знаний, умений и навыков владения мячом в спортивных играх и эстафетах. Этап совершенствования
упражнений можно считать завершённым, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и
эстетической отдачей.
3.2. Формы обучения.
Для обучения детей действиям с мячом организуются специальные занятия, которые имеют традиционную
структуру и состоят из трёх частей:
1 Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или комплекс ритмической гимнастики.
2 Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей, упражнения для кистей рук с
мелкими предметами, двух видов ОВД с мячами, подвижных игр и дыхательных упражнений.
3 Часть (заключительная) организовывается в виде релаксации или просмотра презентаций, видеороликов,
мультфильмов.
3.3. План совместной деятельности
Кол-во
Кол-во
занятий в занятий в
Длительность
Время
Возраст
неделю
год
День недели условного часа проведения
5-6 лет
старшая группа

2

64

понедельник

25 минут

15.45-16.10

6-7 лет
подготовительная
группа

2

64

среда

30 минут

15.45-16.10

3.4. Формы подведения итогов реализации программы
– итоговые занятия
– районные соревнования
– игры, эстафеты
– оформление фотостенда
– физкультурные досуги
3.5. Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы «Школа мяча» в детском саду имеется спортивный зал, с нанесённой на полу
разметкой. Оборудование соответствует требованиям программы.
3.5.1. Спортивный инвентарь:
1. Мячи:
-резиновые (малые, средние, большие) (по 12 шт.)
-малые пластмассовые (12 шт.)
-надувные (12 шт.)
-массажные резиновые (12 шт.)
-баскетбольные (3 шт.)
-волейбольные (2 шт.)
-футбольные (2шт.)
2. Воздушные шарики (12 шт.)
3. Фитболы (12 шт.)
4. Цветные клубки (12 шт.)
5. Мелкие предметы для развития кисти руки:
-мячики для пинг-понга
-пластмассовые массажные мячики
-попрыгунчики
14

-шнурки
-карандаши
-брусочки
-цилиндры
6. Баскетбольные корзины (2 шт.)
7. Напольные корзины (4 шт.)
8. Шнур для натягивания (2шт.)
9. Волейбольная сетка (1 шт.)
10. Футбольные ворота (2 шт.)
11. Обручи (10 шт.)
12. Кубики (20 шт.)
13. Кегли (20 шт.)
14. Гимнастические скамейки (2 шт.)
15. Мишени (2 шт.)
16. Коврики (15 шт.)
17.Свисток (2 шт.)
3.5.2. Технические средства обучения:
-магнитофон
-CD-диски (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации)
-флеш-карта (презентации, видеоролики, мультфильмы)
-экран
-проектор
-ноутбук
3.5.3. Методическое обеспечение программы:
1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М.,1983.
2. Алексанрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Волгоград,
2007.
3. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990.
4. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
5. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. М., 1982.
6. Конеева Е.В. Детские подвижные игры. РНД., 2006.
7. Николаева Н.И. Школа мяча. М., 2008.
8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками. М., 1988.
9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М., 2008
10. Филлипова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. СПб., 2005
11. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 2011.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».