МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 468 620137, г. Екатеринбург, ул. Ирбитская, 7 тел./факс 341 – 59 – 03 Принято на заседании педагогического совета Протокол № ____ от « » 2020 г. Утверждаю: Заведующий МБДОУ - детский сад № 468 _______________/С.Ю. Ивашова Приказ № __________ от «_____» ____________ 2020 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИГРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО Возраст обучающихся: 3-5 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Иванова Наталья Петровна Екатеринбург 2020 г. 1 Содержание Раздел 1. Целевой 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы 1.2. Планируемый результат освоения Рабочей программы Раздел 2. Содержательный 2.1. Учебно-тематический план 2.2. Виды и формы работы 2.3. Методы обучения 2.4. Формы и методы контроля Раздел 3. Организационный 3.1. Описание материально-технического обеспечения Рабочей Программы 3.2. Срок реализации программы 3.3. Объем учебного процесса 3.4. Форма проведения аудиторных занятий Список используемой литературы 2 3 3 4 4 5 5 5 7 10 10 11 11 11 12 12 12 Раздел 1. Целевой 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа – учебно-методическая документация, обеспечивающая реализацию общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Игровое сольфеджио», разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основанием для разработки рабочей программы служат: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. 3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26. 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 5. Устав МБДОУ - детский сад №468. Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русский Программа учебного предмета «Игровое сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», опирается на передовые методики развития музыкальных способностей детей (В. Кирюшина «Система образного развития слуха», П. Вейс «Система относительной сольмизации», К. Орфа «Ритмическое воспитание», Т. Боровик «Развитие музыкальности детей в курсе сольфеджио»; И.Е. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей»; Л.Н. Шаймухометова , Л. Алексеева, Т. Тютюнникова «Учебнометодические материалы для детей старшего дошкольного возраста»). «Игровое сольфеджио» - это тоже сольфеджио, но даётся в игровой и увлекательной форме, и является наиболее эффективной формой музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста, т.к. способствует выявлению и развитию музыкальных способностей детей, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, стимулирует их творческое воображение. 3 Дошкольный период – возраст, наиболее восприимчивый к обучению, а для развития таких способностей, как музыкальные, он является решающим. Учебный предмет «Игровое сольфеджио» тесно связан с предметами «Сольфеджио», «Ритмика», «Слушание», «Хор». 1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы Главная цель обучения дошкольников – общее музыкальноэстетическое развитие - выявление, развитие задатков и музыкальных способностей детей. Задачи: - подарить детям радость общения с музыкой; - дать яркие художественные впечатления; - помочь воспитать музыкальную восприимчивость, эмоциональную отзывчивость на услышанное; - развить музыкальный слух, память, чувство ритма; - научить умению проявлять себя в пении; - научить умению связывать с музыкой живописные образы, движения в играх; - научить осмысливать метроритмические соотношения через движения; - сформировать первоначальные музыкальные знания и навыки; - воспитать в детях творческое начало, желание музицировать. Задачи предмета не исчерпываются только развитием музыкальных способностей. Это комплексный предмет, включающий педагогические приёмы, эффективно воздействующие на эмоциональную сферу и интеллект. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы В основе реализации Рабочей программы лежат принципы и подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и • самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер • взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников) и детей; ребенок – субъект образования, развивается только в деятельности; уважение личности ребенка; • принцип развивающего образования, в соответствии с которым • главной целью дошкольного образования является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической • применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики); 4 принцип интеграции образовательных областей в соответствии • с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; предполагает реализацию образовательного процесса в формах, • специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка; строится на основе индивидуальных особенностей и • потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья; • обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; • основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью). 1.2. Планируемый результат освоения Рабочей программы - узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать; - петь любую из выученных песен с текстом; - прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его; - досочинить ответную фразу на знакомый текст Раздел 2. Содержательный Учебная программа по предмету «Игровое сольфеджио» рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с музыкальными звукамиобразами, изучения нот и правил на нотном стане до чтения с листа. 2.1. Учебно – тематический план Тема 1. Где живут и прячутся звуки? Занятие №1 – Какие бывают звуки? Как услышать чудо и увидеть звук. Занятие №2 - Волшебные превращения звуков. Тема 2. Звук – тон и звук – интонация Занятие №3 - Изображаем голосом разные звуки. 5 Занятие №4 - Учимся превращать звуки в интонации. Тема 3. Звук и слово Занятие №5 - Перевод слова и движения в музыкальный образ. Тема 4. Весёлое сольфеджио Занятие №6 - Мимические игры. Занятие №7 - Театральные диалоги. Тема 5. Звуковые краски музыки Занятие №8 - Путешествие в сказку. Тембр и музыкальные инструменты. Занятие №9 – О лисичке, репке и музыкальных инструментах. Начинаем петь – звук-солнышко и звук-лошадка. Занятие №10 – Клавиши, регистры и звукоряды. Учимся решать художественные задачи. Звук-солнышко и звук-парашютик. Занятие №11 – Динамические превращения звука. Форте, пиано и музыкальные вилочки. Занятие №12 – Волшебные превращения звуков продолжаются. Занятие №13 – Динамические диалоги. Звук-домик. Занятие №14 – Звук и темп, или кто как двигается. Занятие №15 – Проверь себя! (Задания для самых старательных) Занятие №16 –Потешное сольфеджио. Новогодние подарки. Тема 6. Звучащее время Занятие №17 – Зачем звуку время, а также про звуки долгие и короткие. Занятие №18 – О буквах гласных и согласных. Зачем делить слова на слоги. Занятие №19 – История о музыкальном молотке. Кто такие ТА и ТИ? Занятие №20 – О паузе, или как остановить музыку? Занятие №21 – Можно ли читать ноты и рисовать музыку? Волшебные превращения ритмических рисунков. Занятие №22 – О шаге и пульсе. Звук-леечка и звук-машинка. Занятие №23 – Сочиняем музыку для барабана. Звук-самолётик. Тема 7. Нотное королевство. Занятие №24 –Музыкальная … школа! О чудесных превращениях. Где живут ноты? Занятие №25 – Как попасть в гости к нотам, или зачем нужны ключи. Семь принцесс. Занятие №26 – Подружиться с нотками желаем. Занятие №27 – Занимательное сольфеджио. Занятие №28 – Игровое сольфеджио. Приключения нот и музыкальных знаков. Такты-квартиры. Занятие №29 – Музыкальная лесенка. Занятие №30 – Кукла Миля изучает музыку. Тема 8. Школа творчества Занятие №31 – Путешествие в верхний нотный регистр. 6 Занятие №32 - Путешествие в нижний нотный регистр. Занятие №33 – Весёлые перевёртыши. Занятие № 34 – «Карнавал животных». Задания для музыкантахудожника. Занятие №35 – «Если бы композитором был я?» Проверь себя! Занятие №36 – «Музыка – волшебная страна». 2.2. Виды и формы работы Получасовые занятия «Занимательного сольфеджио» построены в форме игры, сказки, с просмотром видео. Через игровые дидактические упражнения идет накопление слуховых, ритмических и вокальноинтонационных навыков. На каждом занятие сочетаются следующие виды работы: - вокально-интонационные навыки; - ритмическое воспитание; - музыкальные игры; - слушание музыки и беседы о музыке; - творческие упражнения. Вокально-интонационные навыки Акцентирование внимания на понятия: совместное дыхание, начало и окончание песни, ритмический унисон, стремление к интонационному унисону в диапазоне с – a первой октавы. Пение мажорного и минорного мелодий. Формы работы и примерные задания: - Пение попевок из фольклора: например, «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Шла коза»; - Песенки-приветствия, распевки, интонационные имитации по принципу «Эхо»; - Песенки с важными интонациями: «Джон-зайчик», «Пик, Пак, Пок», «Кошачий ответ», «На травке», «Белая гамма», «Кошачий вагон» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино»); - Песенки, разученные с образно-пластическими жестами по системе относительной сольмизации («Светофор», «Снеговик», «Самолёт», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» и т.д.); - Пение ритмослогами по азбукам («Ёжик», «Ехал Ваня» и др.); - Разучивание: «Песенка про звуки», «Паровоз», «Вот какие чудеса», «Топ, топ, топ», «Бьют Часы», «Будем пальчики считать», «Дудочка»; - Видео-песенки: «Осенняя сказка», «Песенки капели», «Зимние распевки», «У лягушки юбилей», «Сольфеджио для малышей»; - Песенки - графики: «Шли мы, шли», «Шмели», «Паутинка», «Играем», «Серенький козлик»; - Рисование голосом, пение по линиям: речевое интонирование: «Весна», «Энцы-бэнцы», «Тутти-фрутти», «Ора-ра», «Ветер и эхо», «Шла лисица»; дидактические картинки «Где, чья линия», «Червяк», «Булыжник», 7 «Ленивый жук», «Прятки», «Чайник», «Снеговик», «Прятки»; видео ролики «Бабочка», «Воробей», «Жук», «Снежинка», «Кисточка», «Пчёлка», «Ветер». Сольфеджирование. Пение по нотам. Увлечение детей важностью сольфеджирования через соревнование; введение дооценочного поощрения; эмоциональное, вокально-грамотное исполнение простейших упражнений по нотам («Сольфеджио для малышей»). Применение различных наглядных пособий (красочных «Азбук», книг с иллюстрациями). Пение по нотам: (видео-песенки) «Божья коровка», «Песенка маленького чайника», «Сольфеджио для малышей». Знакомство с новым видом деятельности – чтение с листа (Сольфеджио для малышей). Музыкальные игры Звуковысотные игры - «Звуковое зеркало», «Паучок спускается по паутинке», «Живые ноты», «Видимый звук». Игры – разминки (русский фольклор): «Мама била», «Шёл козёл», «Таря - Маря», «Серенький козлик» и т.д. Игры – превращения (придумывания слов с нотами). Пальчиковые игры: «Шмели», «Бабушка - келейница», «Кружелёк и кто-то», «Будем пальчики считать», «Мишка косолапый» и т.д. Музыкальные считалки: «Мы делили апельсин», «Шла коза». Музыкальные песенки – загадки. Музыкальные песенки-игры с движением: «Паровоз», «Шагом», «Самолётики и вертолётики», инсценировка русских народных песен: «Кот и мыши», «Как под наши ворота», «Долговязый журавель», «Жил у бабушки черный баран», «Бабуся и гуси» и т.д. Ритмическое воспитание Музыкально-ритмические навыки дают ребёнку возможность выразить свои чувства в движении; внимательно слушая музыку, ребёнок учится контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Основные ритмические группы (четверть и восьмая) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. «Образ» - ритмическая группа и понятен, и многовариантен, поэтому четверть и восьмую мы переодеваем в облики звериных мам, пап и их детей. Предметы так же могут быть большими и маленькими. Это очень ценный и живой методический материал. Практическое исполнение ритмических построений ритмослогами, словами, нотами, разучивание текстов со звучащими жестами, а также общее знакомство и осмысление традиционных названий длительностей. Подготовительные навыки метрического деления ритмических упражнений на такты - «квартиры» (лото, образные дидактические карточки, кубики, ритмические азбуки). 8 Ознакомление с различными паузами. Применение четвертных пауз. Работа с шумовыми инструментами. Формы работы - ритмы в образных картинках; - ритмы в словах, чтение ритмов по карточкам; - чтение ритмослогами; - составление, сочинение ритмов при помощи лото, карточек, кубиков; - работа над одним ритмоблоком на одном уроке с максимальной сменой форм работы; - чтение песни со словами в ритме; - проигрывание ладошками, ногами, пальчиками, язычками; - определение данного ритма в других песенках; - применение шумовых ударных инструментов; видео или фортепиано; - видео – ритмы: например, «Бабуся и гуси», «Лесные зверушки», «Весёлый огород», «Дождик», «Новогодние подарки», «Маленькие ёжики» и др.; - оживление ритмов (фонематическое исполнение по картинке); - ритмические загадки. Подготовительные навыки нотного письма Графические игры из деталей нот (кружочков, палочек). Волшебные превращения кружочков в бусики, цветочки и солнышки. Изображение ровных палочек (забор, лестница, расческа). Изображение тактов (домики, кубики). Изображение элементов скрипичного ключа (улитки, петли, цветы, ушки зайки). Нотная грамота Звук как явление. Звуки – жесты (относительная сольмизация). Звуковысотные понятия: высокие, средние, низкие звуки; нота; точное расположение нот на нотном стане; ключи «Соль» и «Фа»; звукоряд; аккорд; лад (мажор и минор). Оттенки: форте, пиано. Темпы: ускорение, замедление. Слушание музыки и беседы о музыке Характер, оттенки настроений, «чувства», выраженные в музыке. Средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?»). Изобразительные возможности музыки («О чем рассказывает музыка?»). Жанры музыкального произведения. Песня, танец, марш. Музыкальные сказки: «Почему запели светофоры», «Сказка о снеговике», «Сказка о большом Доне и маленьком Дине» и т.д. 9 Музыкальные викторины «Угадайки». Музыкальные игры «Сундучок с бирюльками». Прослушивание музыкальных произведений нужно начинать с 15-20 секунд, даже самые послушные дети не могут больше удерживать внимание, постепенно увеличивать время прослушивания. Для подобной работы можно найти коротенькие, простые пьесы, например, в сборнике «Школа игры на фортепиано», но гораздо эффективнее петь детям характерные, яркие образные песни, где семантика музыкальных средств поясняется текстом. На слушании музыки нужна целенаправленная работа по развитию детской музыкальности: памяти, чувства ритма, объёма слухового внимания, реакции, интонационного слуха в единстве с речью и опытом движения. И всё это на основе игрового материала. Восприятие музыки непосредственно связано с движением и зависит от него. Движение помогает детям перевести услышанное в эмоциональное переживание и движение детей должно быть импровизированным, чтобы каждый ребёнок научился подстраиваться к звучащей музыке. Считалки с нотами. Творческие упражнения Звукоподражание явлениям природы, животным; Оживление дидактических картинок: «Ранним утром», «Маленькая прачка», «Сонные стихи», оживление мимических картинок (2 клоуна); Театральные диалоги: «Осень», «Петушок», «Мишка косолапый»; Устные импровизации: на заданный ритм, интонацию, на текст двухстишья; Игра в «композитора». 2.3. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, сказка, беседа); - наглядный (образно-дидактические и ритмические карточки, кубики, яркие иллюстрации, видео); - метод игровой мотивации (использование дидактических, музыкально-ритмических игр, музыкальных игрушек-гостей, видео); - концентрический (постоянное повторение, возвращение к пройденному на новом уровне); - принцип накопления музыкальных впечатлений. 2.4. Формы и методы контроля Оценка качества освоения детьми содержания программы дополнительного образования носит индивидуальный, динамический 10 характер. Оценивается формирование навыков использования различных нетрадиционных техник каждого ребенка в процессе обучения. Ведущим методом является наблюдение. Ежегодно педагог дополнительного образования проводит самоанализ выполнения задач программы дополнительного образования. Результатом освоения дополнительной образовательной программы «Игровое сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - знать основы музыкальной грамоты; - уметь внимательно слушать музыку и рассказывать о её характере, образе; - уметь читать ритмические упражнения ритмослогами; - определять на слух: мажор и минор; - сольфеджировать знакомую одноголосную мелодию; Критерии оценки Для аттестации детей используется образная система оценок в виде символов: отлично – «солнышко», хорошо – «облачко», удовлетворительно – «тучка», неудовлетворительно – «туча с молнией». При оценивании ребенка, осваивающего дополнительную образовательную программу, следует учитывать: - формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; - развитие музыкальности, овладение практическими умениями и навыками; - степень продвижения учащегося, успешность личных достижений. Раздел 3. Организационный 3.1. Описание материально-технического обеспечения Рабочей программы Материально-техническая база МБДОУ №468 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В ДОО созданы необходимые материально-технические условия, которые благотворно влияют на успешную организацию образовательного и воспитательного процесса. Средства обучения: Фортепиано, шумовые ударные инструменты, учебная магнитная доска, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер. Наглядные пособия: Наглядные методические пособия, видео, раздаточный материал, иллюстрации, музыкальные игрушки-гости, музыкальные инструменты. 3.2. Срок реализации учебного процесса Срок реализации учебного предмета «Игровое сольфеджио» составляет 1 год обучения. 11 3.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом МБДОУ №468 на реализацию учебного предмета «Игровое сольфеджио» составляет 64 учебных часа. 3.4. Форма проведения занятий Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая от 4 до 12 человек, 2 час в неделю с продолжительностью – 30 минут. Список используемой литературы 1. Абелян Л. Забавное сольфеджио: учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Л. Абелян. – М.: «Классика – ХХI», 2005. – 54с. 2. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Часть 1: учебное пособие для детей 4-6лет/ Т.Боровик. – Минск: Книжный дом, 1999. – 70с. 3. Боровик Т. Ти-ти-Та и ди-ли-Дон! Игровая теория музыки для 4-6 лет: учебное пособие для детей 4-6лет / Т.Боровик. – Г.: Издательство, 2008 – 88с. 5. Домогацкая И.Е. Учусь вместе с мамой. Музыкальный альбом в картинках: учебное пособие для детей 4-6лет/ И.Е. Домогацкая. – М.: Издательский дом «Классика – ХХI»,2001. - 54с. 7. Замуруева О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух. Серия «Мир вашего ребёнка»/ О.В. Замуруева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 93с. 9. Каплунова И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений/ И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. – СанктПетербург: Изд. «Композитор», 2005. – 74с. 10. Каплунова, И. Как у наших у ворот: пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / И. Каплунова, И. Новосельцева. - С.-Петербург: Композитор, 2003. - 80с. 11. Музыкальная азбука для самых маленьких: учебное пособие/ составитель Н.Н. Горошко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. -178с.: ил. (Музыкальная библиотека). 12. Огородникова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках «Сольфеджио»: учебное пособие для подготовительной группы и младших классов ДМШ/ Т. Огородникова-Духанина. - Санкт-Петербург: Изд. «Композитор», 2008. – 22с. 13. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. Издание 4: методическое пособие/ Е.А. Поддубная. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 39с. 14. Раабен Т. Музыкальный паровозик: пособие для занятий музыкальной грамотой с детьми 3-4 лет/ Т. Раабен. - Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2009. – 23с. 12 15. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. «Заводные макароны». Потешное сольфеджио для малышей и детей постарше, а также для всех кто хочет весело общаться с музыкой/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 59с. 16. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. «Квадратный апельсин». Потешное сольфеджио для малышей и детей постарше, а также для всех кто хочет весело общаться с музыкой/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 89с. 17. Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры. / Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 69с. 18. Шплатова О.М. Играй с нами: учебно-методическое пособие/ О.М. Шплатова, В.Г. Шерстобитова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -28с.: ил. 13 14