01.01.2017
СЕКРЕТЫ МНЕМОТЕХНИКИ
Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет сделать обучение развивающим уже в детском саду. Одна из основных задач речевых занятий-обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли.
Здесь мы столкнулись с проблемами речи детей дошкольного возраста:
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
-Бедность речи.
-Недостаточный словарный запас.
-Бедная диалогическая речь.
-Неспособность построить монолог.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи
-Плохая дикция.
В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей.
Последовательность работы с мнемотаблицами состоит из трех этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Вначале я эпизодически использовала их в своей работе. Позже стало понятно, что недостаточно давать детям готовые схемы и модели, необходимо научить их составлять их самостоятельно и пользоваться ими в разных ситуациях.
На слайде представлена структура мнемотехники: такие как мнемоквадраты, мнемодорожки.
Мнемосхемы можно использовать:
-для обогащения словарного запаса;
-при обучении составлению рассказов;
-при пересказах художественной литературы;
-при отгадывании и загадывании загадок;
-при заучивании стихов.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям, разделяют их чувства, поэтому в работе с детьми используют мнемотаблицы по сказкам. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Это дает возможность разнообразить занятия, на которых решаются задачи обучения связной монологической речи.
Мнемотаблицы по загадкам легко позволяют детям отгадывать и самим загадывать и составлять загадки, опираясь на наглядно-образное мышление.
Мнемотаблицы по временам года используются при ознакомлении с характерными особенностями времен года. Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.
Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Мнемотаблицы по стихотворениям облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; обогащается словарный запас. Использование мнемотехники позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
Я считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.06.2019
Дата обновления: 04.06.2019
Дата публикации: 01.01.2017