01.01.2017
г. Екатеринбург
От воспитателя МБДОУ – детский сад № 468
Костенко Татьяны Вячеславовны
«Опыт формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
«Три чувства есть у человека:
Тоска, сочувствие и смех» А.С.Пушкин.
В современном мире среди множества острых проблем необходимо выделить проблему человеческих отношений, связанных с огромным дефицитом – дефицитом доброты.
В ускоренном темпе развития технологий и инноваций у взрослых остаётся всё меньше времени на общение с детьми. Ребёнок остаётся один на один со всем многообразием переживаний, которые возникают в его повседневной жизни. Поэтому с каждым годом увеличивается число эмоционально неблагополучных детей, требующих к себе повышенного внимания со стороны психологов и педагогов. Равнодушие, нежелание видеть боль окружающих и неумение проявлять сочувствие, сострадание, что самое страшное, участившиеся случаи агрессии среди подростков. Дети испытывают радость и гордость от проявления жестокости, записывая свои действия на мобильные телефоны, и размещая это в социальных сетях – всё это свидетельствует о необходимости повышенного внимания к формированию эмоциональной отзывчивости детей с раннего возраста, ведь сама по себе эмоциональная отзывчивость не развивается.
Особую значимость формирование эмоциональной сферы дошкольников, способствующей социальному развитию ребёнка и развитию детской личности, приобретает в свете введения «Федерального государственного образовательного стандарта» дошкольного образования.
Одним из средств развития эмоциональной отзывчивости у детей является театрализованная деятельность, потому что театр – добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие – то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Через призму театра дети познают окружающий мир.
Актуальность опыта имеет огромное значение в формировании у детей внутреннего эмоционального благополучия. Положительно влияет на развитие творческих способностей, креативности во всех сферах жизни, способствует гармоничному развитию личности.
Новизна опыта заключается во включении элементов театрализации в повседневную деятельность детей, в организацию предметно-развивающей среды.
Дети младшего и среднего возраста более восприимчивы к просмотру различных инсценировок взрослых или более старших детей, поэтому в этом возрасте основное внимание уделяется показу сказок или каких-то небольших зарисовок с использованием настольного, пальчикового, теневого театра.
В старшем дошкольном возрасте дети сами начинают играть роли уже не только для себя, но и для зрителей. В свободное время ребята показывают инсценировки любимых сказок с использованием настольного и пальчикового театра. При этом дети постоянно импровизируют, вносят свои элементы из современных мультфильмов и кинофильмов.
Для развития у воспитанников свободы в общении, раскрепощения, раскрытия творческой активности мы с ребятами показывали небольшие постановки детям из других групп и родителям. Так, при проведении в старшей группе семейного вечера «День матери» ребята показали для мам постановку сказки «Маша и медведь», при этом использовали напольную ширму и «варежковый театр». Здесь работа была ориентирована на совершенствование исполнительских навыков у детей, поощрялось проявление инициативы и творчества. В подготовительной группе на семейном вечере ребята разыгрывали небольшие сценки, при этом они уже сами выступали в ролях, используя театральные костюмы. Те дети, которые некоторое время назад при предложении участвовать в сценках, отвечали отказом, теперь с большим удовольствием выступали и вносили свои предложения, как лучше сыграть ту или иную роль.
Большое внимание уделяется созданию развивающей предметно- пространственной среды в группе, способствующей всестороннему развитию воспитанников, обеспечивающей эмоциональное благополучие и психологический комфорт каждому ребенку.
В групповом помещении, с участием родителей создана доступная и безопасная развивающая среда: «Уголок грусти», «Уголок радости», уголок релаксации «Сухой дождик» где ребята могут по своему настроению уединиться или наоборот, пообщаться с кем-либо.
В соблюдении режимных моментов так же вносятся приемы для развития эмоциональной отзывчивости, которые имеют не только познавательное значение, но и вызывают желание оказать помощь воспитателю, а так же свободно выступать перед своими одногрупниками. Этому способствует традиция, существующая в группе уже несколько лет – это озвучивание меню перед приемом пищи. Были такие моменты, когда ребенок сам предлагает помощь при накрывании столовых приборов, но озвучивать меню отказывается. Через некоторое время этот ребенок с большим удовольствием объявляет меню.
Еще одна традиция, прижившаяся в группе, очень хорошо помогает создать доброжелательный настрой и дружескую атмосферу. Во время поздравления с днем рождения дети садятся на ковер в круг, а именинник садится в центр на стульчик именинника, который был изготовлен родителями, и дети по очереди начинают произносить поздравления и пожелания, которые потом обсуждаются ребятами. Так, в то время, когда традиция еще только вводилась, дети желали имениннику: «не упади», «не стукнись», теперь же при поздравлении почти каждый ребенок придумывает целый рассказ с самыми фантастическими и чудесными пожеланиями.
В группе при самом активном участии родителей была собрана коллекция кукол в народных костюмах. Ведь народные праздники и традиции – это элементы театрализации. Совместно с родителями организована костюмерная театральных костюмов для детей, которая постоянно пополняется, и дети могут свободно использовать её для своих игр. В свободном доступе для детей имеются разные виды театра: пальчиковый, настольный, кукольный, варежковый, би-ба-бо, теневой, плоскостной, магнитный, несколько видов театров, изготовленных их нестандартных материалов (прищепки, ложки, кегли,CD-диски и т.д.), ширма настольная и напольная. Ребята включают в свои игры сказочные представления, сами придумывают сюжеты, новых героев, новые сказки. Даже застенчивые дети присоединяются к действию, переходя из «зрителей» в «артисты», преодолев страх публичных выступлений.
Одним из средств формирования эмоциональной отзывчивости является музыка. Поэтому в группе оборудованы фонотека, аудио и видеотека где собраны песни из мультфильмов, сказки зарубежных и советских авторов. Дети с большим удовольствием слушают произведения и заучивают песни.
Театрализованная деятельность способствует развитию правильной красивой интонационной монологической речи, диалогической речи у детей. В группе создана библиотека, включающая в себя народные сказки, книги детских писателей, книги и энциклопедии о театре, различных видах искусств. Дети с большим интересом рассматривают эти книги.
В старшей группе дети принимали участие в городском конкурсе «Путешествие в мир сказок» с постановкой «Волшебные приключения Щелкунчика». В подготовке спектакля, разработке и изготовлении костюмов активное участие принимали родители. Это был замечательный опыт выхода детей в «большой мир». В работе уделялось огромное внимание выражению своих эмоций, настроению, характерам героев. Дети работали как настоящие актеры. В дальнейшем этот спектакль мы показали родителям на празднике посвященном «Всемирному дню театра».
В подготовительной группе происходит более тесное знакомство с театром, его закулисьем. Дети побывали на экскурсии в Оперном театре «Театральная азбука». Они познакомились с тем, как происходит подготовка настоящего спектакля, побывали в костюмерной и даже примерили настоящие театральные костюмы. Эта экскурсия вызвала бурю эмоций не только у детей, но и у родителей, которые сопровождали группу. Планируется постановка спектаклей, где вместе с детьми будут принимать участие их родители.
В рамках выходного дня дети вместе с родителями всей группой посетили театр музыкальной комедии, посмотрели спектакль «Дюймовочка». Приобщение родителей к театру, к искусству имеет такое же огромное значение, ведь совместная деятельность родителей и детей способствует развитию и закреплению взаимопомощи, чуткому отношению к ближнему, укреплению семейных отношений.
Созданные педагогические условия раскрывают потенциал театрализованной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Театрализованная деятельность обогащает представление ребенка об эмоциях и чувствах, активизирует личный опыт сопереживания и переноса его в реальную жизнь. Помогает обеспечить условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, овладеть основными культурными способами деятельности, развивает в ребенке установку положительного отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Ребенок учится договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, а так же может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности.
Хочу закончить словами К.И.Чуковского: «Необходимо научить ребенка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сорадоваться, сострадать…».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.06.2019
Дата обновления: 13.03.2020
Дата публикации: 01.01.2017
Комментарии1
Новикова Вера Владимировна
25 Декабря 2020, 03:35
Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольника через знакомство с родным городом – Белгород
Новый комментарий